Александр Владимирович Гришин
Аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной работы и описана стратегия психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с данной патологией.
Публикация «Аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Олигофрения относится к общей группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза. Характеризуется недоразвитием психики, личностных качеств ребенка и всего организма в целом. Многообразие нарушений психических процессов у умственно отсталого ребенка носят стойкий характер и оказывают негативное влияние на все психофизиологические процессы в целом, значительно затруднена коммуникация с окружающими, что несомненно препятствует формированию процессов обучения, воспитания, восприятия и социокультурной адаптации. Однако, следует дифференцировать умственную отсталость и деменцию — приобретенный дефект, в котором нередко выявляются остаточные знания, умения и навыки, лексика часто относительно сохранна, имеется склонность к разнообразным эмоциональным проявлениям. Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у довольно многочисленной категории детей. Исходя из этого, следует отметить, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день как никогда, поскольку прослеживается четкая тенденция к увеличению численности детей с данной патологией. В разные годы изучением ментальных процессов умственно отсталых детей занимались В. П. Зинченко, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гольперин. Сам термин «интеллект» имеет длинную историю становления в научных кругах. М. А. Холодная характеризует «интеллект» как психологическую основу разумности, а главнейшая цель и назначение интеллекта это не что иное, как создавать порядок из беспорядка основываясь на приведении в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями окружающей реальности. Однако, несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, всесторонне изучена, описана во множестве научных трудов и широко известна в научных кругах, нельзя с полной уверенностью сказать, что данная тема относится к числу уже устоявшихся дефектологических или психологических терминов. стиль индивидуального подхода к решению той или иной ситуации, которая требует познавательной активности. Следует отметить, что существуют причины возникновения умственной отсталости. К таким причинам следует отнести различные перинатальные, натальные и постнатальные патологии, многообразие тератогенных факторов таких как эндокринные патологии различной степени тяжести, вредные привычки матери, бесконтрольный прием препаратов в частности антибиотиков, гормональных препаратов и т. д., генетические патологии тоже имеют немаловажную роль, инфекционно-токсические заболевания, опухоли, кисты, гематомы, сотрясения, ушибы мозга являются чуть ли не самыми опасными травмирующими факторами. Как показывает практика, при сборе анамнеза и изучении медицинских карт у всех детей с установленным диагнозом — умственная отсталость имеются различные одиночные или сочетанные патологии. В анамнезе подавляющего большинства детей есть данные, достоверно свидетельствующие о наличии нарушений биомеханики родов, обвитии пуповины, гипоксии плода, родовых травмах, что свидетельствует о том, что данная патология имеет сугубо органический характер и не может быть компетенцией одного лишь психолога, дефектолога или логопеда. Органический генез подразумевает в первую очередь медикаментозное лечение, разумеется, в неразрывном тандеме с дефектологическим, психологическим и логопедическим сопровождением. Данная модель взаимосвязи между специалистами является едва ли не одной из самых продуктивных, что подтверждается положительной динамикой и высокими коррекционными результатами. Коррекционная работа в комплексе с медикаментозной терапией позволяет решить те или иные, актуальные на всех этапах коррекционного воздействия, проблемы, сгладить возникшие трудности в освоении дидактического материала, скомпенсировать нарушенные высшие психические функции.
В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной работы и описана стратегия психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с данной патологией. Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика, медицина, тератогенный фактор. Олигофрения относится к общей группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза. Характеризуется недоразвитием психики, личностных качеств ребенка и всего организма в целом. Многообразие нарушений психических процессов у умственно отсталого ребенка носят стойкий характер и оказывают негативное влияние на все психофизиологические процессы в целом, значительно затруднена коммуникация с окружающими, что несомненно препятствует формированию процессов обучения, воспитания, восприятия и социокультурной адаптации. Однако, следует дифференцировать умственную отсталость и деменцию — приобретенный дефект, в котором нередко выявляются остаточные знания, умения и навыки, лексика часто относительно сохранна, имеется склонность к разнообразным эмоциональным проявлениям. Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у довольно многочисленной категории детей. Исходя из этого, следует отметить, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день как никогда, поскольку прослеживается четкая тенденция к увеличению численности детей с данной патологией. В разные годы изучением ментальных процессов умственно отсталых детей занимались В. П. Зинченко, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гольперин. Сам термин «интеллект» имеет длинную историю становления в научных кругах. М. А. Холодная характеризует «интеллект» как психологическую основу разумности, а главнейшая цель и назначение интеллекта это не что иное, как создавать порядок из беспорядка основываясь на приведении в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями окружающей реальности. Однако, несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, всесторонне изучена, описана во множестве научных трудов и широко известна в научных кругах, нельзя с полной уверенностью сказать, что данная тема относится к числу уже устоявшихся дефектологических или психологических терминов. В некоторой научной литературе интеллект характеризуется как: система умственных операций; когнитивная функция; стиль индивидуального подхода к решению той или иной ситуации, которая требует познавательной активности. Следует отметить, что существуют причины возникновения умственной отсталости. К таким причинам следует отнести различные перинатальные, натальные и постнатальные патологии, многообразие тератогенных факторов таких как эндокринные патологии различной степени тяжести, вредные привычки матери, бесконтрольный прием препаратов в частности антибиотиков, гормональных препаратов и т. д., генетические патологии тоже имеют немаловажную роль, инфекционно-токсические заболевания, опухоли, кисты, гематомы, сотрясения, ушибы мозга являются чуть ли не самыми опасными травмирующими факторами. Как показывает практика, при сборе анамнеза и изучении медицинских карт у всех детей с установленным диагнозом — умственная отсталость имеются различные одиночные или сочетанные патологии. В анамнезе подавляющего большинства детей есть данные, достоверно свидетельствующие о наличии нарушений биомеханики родов, обвитии пуповины, гипоксии плода, родовых травмах, что свидетельствует о том, что данная патология имеет сугубо органический характер и не может быть компетенцией одного лишь психолога, дефектолога или логопеда. Органический генез подразумевает в первую очередь медикаментозное лечение, разумеется, в неразрывном тандеме с дефектологическим, психологическим и логопедическим сопровождением. Данная модель взаимосвязи между специалистами является едва ли не одной из самых продуктивных, что подтверждается положительной динамикой и высокими коррекционными результатами. Коррекционная работа в комплексе с медикаментозной терапией позволяет решить те или иные, актуальные на всех этапах коррекционного воздействия, проблемы, сгладить возникшие трудности в освоении дидактического материала, скомпенсировать нарушенные высшие психические функции. Таким образом, коррекционный процесс в отношении детей с умственной отсталость имеет массу нюансов и должен рассматриваться как нечто требующее комплексного, всестороннего и глубокого изучения. Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный этап характеризуется созданием предпосылок для успешного освоения дидактического материала, он является наиболее продолжительным по времени. Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики; начальный этап включает в себя более глубокое и всестороннее развитие крупной, мелкой и речевой моторики, присоединяются задания для усвоения лексических и грамматических связей языка, а так же задания по сенсорному развитию. Весь материал многократно повторяется, с течением он должен постепенно усложняться; тренировочный этап включает в себя отработку полученных знаний, умений и навыков. Материалы различных разделов закрепляются в игровой, предметно — игровой и элементарной учебной деятельности; заключительный этап включает в себя совершенствование функций и процессов высших психических функций. Основные направления работы с умственно отсталыми детьми : развитие перцепции, сенсорного восприятия; развитие способности использования невербальных компонентов коммуникации; развитие оптико-моторной координации, мелкой и артикуляционной моторики; развитие нормального речевого дыхания и голосовых функций; развитие чувства ритма; развитие импрессивной речи; формирование и развитие экспрессивной речи [5]. Таким образом, следует сделать вывод, что при грамотном построении коррекционного процесса дети с умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, тем самым положительно влияя на развитие коммуникативной сферы в целом. Именно для данной категории детей обучение коммуникативным навыкам, является едва ли не основным направление коррекционной работы, поскольку именно по средствам коммуникации ребенок адаптируется к условиям окружающей действительности и учится жить в гармонии с обществом и миром в целом.