Татьяна Ширинкина
Артпроект «Есенинская Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление:
Художественно - эстетическое воспитание средствами музыки, художественного слова (в рамках реализации поликультурного образования дошкольников в ДОУ ОАО «РЖД»).
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта:
-музыкальный руководитель
-воспитатели
-дети подготовительной к школе группы
-родители
Длительность проекта: краткосрочный.
Актуальность:
Публикация «Артпроект „Есенинская Осень“» размещена в разделах
Проблема художественно-эстетического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время поколение молодых людей, а среди них и родители современных дошкольников не очень хорошо знают отечественную литературу, изобразительное искусство, музыку. Это обуславливает нравственную и духовную опустошенность и эмоциональную отчужденность людей, ведет за собой размывание общечеловеческих и культурных ценностей.
Встреча с поэзией С. Есенина поможет в какой - то мере решать эту проблему.
Цель: Формирование художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста средствами синтеза искусств.
Задачи:
1. Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусству.
2. Углублять и расширять представления о творчестве С. Есенина.
3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к красоте музыки, литературы и живописи.
4. Обогащать словарный запас музыкальными, и художественно-изобразительными терминами.
5. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования художественно-эстетической культуры детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
постановка цели, определение актуальности, подбор литературы, наглядно-дидактического материала, музыки, разработка конспектов НОД и сценария музыкальной гостиной, подбор слайдов.
2. Практический :
проведение мероприятий по календарному плану проекта.
Календарный план проекта:
-НОД - развитие речи, тема «Путешествие на Родину С. Есенина, знакомство с его творчеством»
Задачи: Познакомить с биографией и творчеством поэта, на основе данного материала расширить словарный запас дошкольников, учить образовывать слова синонимы, упражнять в подборе признаков предмета.
Участники: учитель-логопед, дети.
-НОД - художественное творчество, тема: «Закружилась листва золотая»
Задачи: Учить рисовать в технике акварель портрет Осени по представлению. Отобразить в красках настроение стихов С. Есенина
(во время творчества детей предполагается слушание музыки на стихи С. Есенина)
Участники: воспитатели, дети.
Художественный вернисаж: Оформление и открытие в музыкальном зале вернисажа детских работ на тему «Закружилась листва золотая».
Участники: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
Виртуальная экскурсия в музей С. Есенина (презентация).
Тема: В музее С. Есенина.
Задачи: продолжать знакомство детей с биографией и творчеством С. Есенина через виртуальную экскурсию в музей С. Есенина с использованием ИКТ (презентация). Оформить в группе выставку буклетов, иллюстраций, детских книг о поэте.
Участники: Воспитатель, дети.
Музыкальная гостиная
Тема: «Отговорила роща золотая».
Задачи: Формировать у детей представление о разнообразии средств
выразительности образа Осени в музыке через поэзию С. Есенина.
Развивать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства.
Уметь выражать свои чувства и эмоции через декламацию стихов, движение под музыку и пение.
Воспитывать интерес к искусству.
Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели, учитель-логопед, дети и родители.
Заключительный этап:
Анализ проекта. Анкетирование родителей на предмет влияния реализованного проекта «Есенинская Осень» на формирование художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста средствами синтеза искусств. Размещение отзывов родителей в ежемесячной групповой газете «Речецветик».
Ожидаемый результат:
Сформированы предпосылки к художественно-эстетической культуре у старших дошкольников через знакомство с творчеством поэта С. Есенина. Обогащен словарный запас детей музыкальными и художественно-изобразительными терминами.
Повысилась компетентность родителей в вопросах формирования художественно – эстетической культуры у детей.
Приложение к проекту «Есенинская Осень»
Музыкальная гостиная «Отговорила роща золотая»
(для подготовительной группы в рамках проекта «Есенинская Осень»)
Материал: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, репродукции картин, ветки с осенними листьями.
Дети и родители заходят в зал. Садятся.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в нашу музыкальную гостиную. Сегодня она посвящена творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина. 3 октября этого года будет отмечаться 120-летний юбилей со дня рождения поэта.
Сергей Есенин – это имя, в лесах моей родной природы…
В березах нежных и осинах, в сережках желтовато-синих,
В лучах твоих и зелени осенней, в стихах твоих –
Сергей Есенин.
Показ презентации «В музее С. Есенина»
Учитель-логопед: Стихи Сергея Есенина в России знают все. Его еще называют певцом русской природы. В его стихах «ветер шепчет, песок звенит, черемуха кудри завила, у березки - красивая прическа». Много стихов Есенин посвятил красоте осени.
1 ребенок:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец
За калиткою смокшего сада-
Прозвенит и замрет бубенец.
2 ребенок:
Вот приходит осень с цепью кленов голых
Что шумят как восемь чертенят веселых.
3 ребенок:
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неторопливый.
Музыкальный руководитель: Есенин любил русские песни. У него есть строчки: «Ах, песня, песня! Есть ли что на свете чудесней…» И еще:
Песня русская в березках
Песня русская в хлебах
На покосах, на морозах
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России
Сколько во поле цветов
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства - мне родная
И подруга и сестра.
А слова ее простые
Душу трогают до слез
Сколько песен у России!
Сколько в рощицах берез!
Его поэтические строчки удивительно легко ложатся на музыку. Стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» можно спеть на мелодию русской народной песни «Ах, ты береза» - давайте ее споем.
Пение песни.
Воспитатель: Многие стихи связаны с любимыми родными местами поэта – селом Константиново Рязанской губернии. В стихах он передает удивительные краски природы и выражает свое настроение - разливается алый свет зари, кругом мягкая зелень полей, клен заледенелый… и такие строки: Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава
Как дерево роняет тихо листья-
Так я роняю грустные слова.
Многие художники писали картины, навеянные стихами и поэмами Есенина.
Это Николай Ромадин, Борис Дехтярев, Владимир Безуглый, Лев Туржанский.
Посмотрите на наш вернисаж. Какое настроение вызывают у вас эти осенние пейзажи? (Ответы детей, родителей)
Да, настроение грусти, печали, тоски…
Музыкальный руководитель: И если поэт рассказывает нам об осенней природе стихами, художник - красками, то композитор выражает свои чувства нотами на бумаге и называется это? (ответы детей)
Послушайте песню композитора Григория Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» (поют взрослые – воспитатели и родители, на экране транслируются слайды).
Воспитатель: У Сергея Есенина есть такие стихи :
Худощавый и низкорослый
Средь мальчишек всегда герой
Часто - часто с разбитым носом
Приходил к себе домой.
Как вы думаете, каким мальчиком рос Есенин, тихим, спокойным, или шаловливым? (ответы)
Да, это был веселый, озорной ребенок. И конечно, он очень любил играть.
Сейчас мы тоже поиграем в игру «Узнай по голосу».
Считалка: Ты не гладь мои кудельки
Золоченый гребешок
За горами за долами
Их разгладит ветерок. С. Есенин
Текст игры: Звонкое эхо летит в синеву
Эй, ты, откликнись кого позову.
Дети поют текст, затем воспитатель задевает ребенка, тот поет «Ау», водящий угадывает.
Учитель - логопед: С. Есенин очень любил свое село и посвятил
ему эти строки.
Где ты, где ты, отчий дом?
Гревший спину под бугром
Синий, синий мой цветок
Непрохоженный песок.
Посмотрим хоровод с листьями «Уголок России - отчий дом», музыка В. Шаинского (исполняют девочки).
Воспитатель: Родные места, сады и рощи, отчий дом всегда были поэту дороже всего. Родину Есенин называл родной Русью, беззаветно ее любил и воспевал в своей поэзии:
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем Русь.
Музыкальный руководитель: Вот и подходит к концу наша встреча у портрета С. Есенина.
Его стихи, песни на его тексты помогли нам почувствовать красоту такого времени года как осень. А закончим мы нашу сегодняшнюю гостиную стихами Е. Евтушенко: Есенин, дай на счастье нежность мне -
К березам и лугам, к зверью и людям,
И ко всему другому на земле
Что мы с тобой так беззащитно любим!