Хамаева Елена
Артикуляционная гимнастика в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад.
Артикуляционная гимнастика в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Хамаева Е. В.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.
Публикация «Артикуляционная гимнастика в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Что такое артикуляционная гимнастика?
Для языка, как и для других частей тела необходима гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Главные цели артикуляционной гимнастики представлены на слайде.
Все упражнения артикуляционной гимнастики, можно разделить на несколько комплексов: "общие" и "постановочные" упражнения.
Общие упражнения направленны на развитие подвижности органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя проходит посередине языка. Их мы и применили в своей работе.
Постановочные упражнения направлены на отработку артикуляционных позиций различных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.
При проведении занятий, мы придерживаемся правил выполнения артикуляционной гимнастики :
1. Проводим гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнение упражнений 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2-3 упражнений.
2. Каждое упражнение выполняем по 5-7 раз.
3. Упражнения выполняем по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаем определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым берём только одно, второе-третье даём для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, отрабатываем старый материал. Для его закрепления берём новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняем сидя, так как в таком положении ребёнок находится в спокойном положении.
7. Ребенок хорошо видит лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Для этого используем зеркало.
Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, мы включили элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволило выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывали у детей интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполнялись перед зеркалом).
Сказка «Язычок в зоопарке»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.
Благодаря данным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети в группе смогли научиться говорить чисто и правильно.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогли быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика помогла отдельной группе детей с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия гимнастикой позволила всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Спасибо за внимание!