Наталья Соломыкина
Артикуляционная гимнастика. Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.
Часики
Цель. Вырабатывать движения языком в стороны.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда.
Методические указания. 1. Подбородок не должен двигаться. 2. Губы не принимают участие в артикуляции. 3. Язык не заворачивается наверх.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Язык за зубами
Цель. Вырабатывать движения языка вверх - вниз за зубами.
Описание. Улыбнуться, открыть рот, чтобы были видны зубы. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания то верхних, то нижних зубов под счёт 1-2.
Методические указания. 1. Следить, чтобы зубы были видны и губы не накрывали их. 2. Следить, чтобы рот был открыт достаточно широко. 3. Добиваться точных движений языком.
Чашечка
Цель. Вырабатывать умение удерживать широкий, загнутый вверх язык.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх.
Методические указания. 1. Загнутый вверх язык не должен касаться верхних зубов. 2, Нижняя губа также не участвует в артикуляции звука.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными М, М, [о], [у].
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 до 5. Так, поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывая язык к нёбу (как лошадка цокает копытами). Проделать 10-15 раз.
Методические указания. 1. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Подбородок не двигается (можно придержать его рукой); работает только язык (подъязычная связка должна хорошо натягиваться). 3. Если не получается пощёлкивание, надо вернуться к упражнению «Приклей конфетку». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Почистим зубы
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 до 10. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).
Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Фокус
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придерживать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать языка от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышался бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадь цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Барабанщики
Цель, укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносится медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания. 1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара - не был хлопающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Загнать мяч в ворота
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Наказать непослушный язык
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Сделать язык широким
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Построить забор
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и].) Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш]. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Чьи зубы чище
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Кто сильнее?
Цель. Вырабатывать умение поднимать заднюю часть языка. Приучать ребёнка к использованию зонда, необходимого для постановки заднеязычных.
Описание. Губы в улыбке, рот открыт. Зондом или шпателем отодвигать весь язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть зонд, при этом задняя часть языка высоко поднимается.
Методические указания. 1. Чтобы не вызвать у ребёнка неприятные ощущения, надо осторожно использовать зонд и постепенно отодвигать язык назад. 2. Если ребёнку неприятно применение зонда или шпателя, можно попробовать отодвигать язык длинной соской, надетой на палец, или чистым пальцем, обёрнутым в марлю.
Катушка
Цель. Вырабатывать движения языка вперёд-назад.
Описание. Открыть рот, кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
Методические указания. 1. Подбородок не должен двигаться. 2. Следить, чтобы язык удерживался за зубами. 2. Если не получается, вернуться к упражнению «Горка» (упражнение выполняется также, но язык в форме валика не перемещается вперёд-назад).
Дудочка
(«Поцелуй», «У»)
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы вытянутыми в трубочку.
Описание. Вытянуть губы вперёд, как будто играешь на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания. 1. Губы должны хорошо вытягиваться в трубочку.
Иголочка
Цель. Вырабатывать умение делать язык узким.
Описание. Открыть рот, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 15 сек.
Методические указания. 1. Губы не должны подворачиваться и касаться языка.
Охотник идёт по болоту (для Л)
Цель. Вырабатывать умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Описание. Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щёки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлопающий звук.
Методические указания. Выдох должен быть длинным и равномерным.
Снежинка (для постановки К, Г)
Цель. Вырабатывать умение поднимать и удерживать заднюю часть языка и направлять воздушную струю посередине.
Описание. Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка внизу и немного оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка прижимается к нёбу. Не опуская язык, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту. При этом должен получиться звук К.
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был оттянут от нижних резцов.
Змейка
Цель. Вырабатывать движения узким языком.
Описание. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать в глубь рта.
Методические указания. 1. Двигать языком и медленном темпе. 2. Челюсти и губы не должны двигаться. 3. Язык не должен заворачиваться вверх. 4. Если не получается, вернуться к упражнению «Иголочка», т. е. удерживать узкий язык.
Трубочка
Цель. Вырабатывать умение загибать боковые края языка.
Описание. Приоткрыть рот, улыбнуться. Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Методические указания. 1. Если не получается, можно помочь губами, при этом втягивая в себя воздух. Когда трубочка получится, выдохнуть в неё воздух.