Елена Неретина
Консультация «Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляция и мелкая моторика рук
Д. Кимура в своих исследованиях показала, что существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Публикация «Консультация „Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика рук“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
Домик
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, а затем – наоборот. Необходимо отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Карандаши
Логопед раскладывает на столе для каждого ребенка по 10-15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторяется левой рукой.
Волна
Делать волнообразные движения каждым пальчиком отдельно сначала на правой, а затем на левой руке.
Рожицы
Детям предлагается выполнять различные мимические движения: надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. Затем упереться языком во рту в зубы, стараясь «вытолкнуть их наружу». Расслабить язык (10 раз). Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, затем расслабить (10 раз). Отработать такие движения языка, как щелкание, цокание, посвистывание. Затем выполнить ритмиче-
скую последовательность: 2 щелкания, 2 цокания, 2 посвистывания и т. д.