Павловой Татьяны Игоревны
Комплекс артикуляционных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционных упражнений !
Лягушка-слоник
На счет раз, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, на счет два губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Повторить 5 раз. (И-У)
Лопатка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном пложении на счет до пять. В этом же упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Повторить 5 раз.
Публикация «Комплекс артикуляционных упражнений» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Накажем непослушный язык
Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.
Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.
Чьи зубы чище?
Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком
языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Качели
Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.
Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.
Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое.
Чашечка
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Оборудование. Небольшой кусочек конфетки, шоколадки или что-то их заменяющее.
Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.
Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.
Лошадка
Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.
Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.
Грибок
Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.
Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Гармошка
Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.
Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.
Артикуляционная гимнастика Что это
Давайте разберёмся
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – НЕОБХОДИМОСТЬ. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Любите детей, уделяйте им больше времени и внимания - это поможет им вырасти умными и успешными!
Ваш Логопед.