Сумцова Алёна
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
Профилактика речевых нарушений
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов, родителей и педагогов детских дошкольных учреждений.
СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ
2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
2
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
2
РЕЧЕВЫЕ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ
1
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, который нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании их речи. Это одно из условий успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие логического мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Всякое нарушение речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере, исключает его из игр, занятий. Нарушения речи у детей многообразны. Они имеют различное проявление и зависят от разных причин. Речевые нарушения у детей можно разделить на три группы.
1 ГРУППА - ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, которые выражаются в дефекте произношения звуков или их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность данного дефекта заключается в том, что у ребенка под влиянием определенных причин складывается и закрепляется искаженное произношение звуков, которое влияет на внятность речи, но не мешает развитию других компонентов. Такие нарушения, обычно, не влияют на усвоение детьми школьных знаний.
2 ГРУППА – ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
3 ГРУППА – ЭТО ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, когда у детей помимо фонетико-фонематического нарушения, страдает лексико-грамматическая сторона речи. Некоторые дети из этой группы совсем не владеют связной речью. При пересказе или рассказе они затрудняются строить фразы, теряют основную мысль, путают события. Кроме этого, такие дети свою бедную речь и грамматически оформляют неправильно: путают число, род, падеж.
Чтобы преодолеть речевые нарушения, дети должны посещать
логопедическую группу, в которой предусматривается совместная, четко координированная работа логопеда, воспитателя, психолога и родителей!
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.
Игра «Водяные пузыри».
Цели: развивать артикуляционный аппарат; познакомить со свойствами вещества.
Игровой материал и наглядные пособия: соломинка для коктейля, емкость с водой.
Описание: научить ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предложить менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание ребенка на том, какие пузыри получаются при этом.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.
Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых) на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»; «Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место «задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости, терпению.
совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
· Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.
совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. (Папа пришёл! Вот и папа пришёл! Наш папа пришёл)
совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
совет №9 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас.