Байкова
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Правильные и здоровый образ жизни должна вести будущая мама, ведь от ее организма зависит и дальнейшее здоровье ребенка а таже речь. В первый год жизни ребенка тоже не мало причин для развития нормальной и правильной речи. Одним из главных условий нормального становления звукопроизношения является полноценная
Публикация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
работа аппарата. Существует мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Многие знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А для чего же нужен язык?Язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].
Сегодня я хотелось бы остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Есть мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Но это не так постоянное выполнение артикуляционных упражнений,позволить подготовить артикуляционный аппарат для дальнейшей работы посамостоятельной постановке звуков
быстрее преодолеть речевые дефекты;
привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома :
заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
все упражнения проводятся перед зеркалом;
все упражнения проводятся в виде игры;
сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
«заборчик»;
«окошечко»;
«трубочка»;
«чашечка»;
«блинчик»;
«иголочка»;
«горка»;
«парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«часики»;
«качели»;
«лошадка»;
«чистим зубки»;
«вкусное варенье»;
«барабанщик»;
«рыбки-хомячки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Заключение.
В ходе выполнения артикуляционной гимнастики можно увидеть, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженные движения органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут "мягкими" и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку, игру, путешествие и тд. Можно использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.