Надежда Погодаева
Картотека артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Погодаева
Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
1.«Лопатка»
Цель: Выработать умение удержать язык в статичном спокойном положении.
Описание: Приоткрыть рот и немного улыбнуться. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать от 5 до 10 секунд.
2. «Маляр»
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Цель: Научить малыша при движении языка оставлять его за нижними зубами.
Описание: Немного улыбнуться и с внутренней стороны зубов провести по ним слева – направо и наоборот. Губы при этом неподвижны.
3. «Чашечка»
Цель: Укрепление мышц языка.
Описание: Немного приоткрыв рот, улыбнуться и сделать язык в форме чашечки.
4. «Не разбей чашечку»
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
5. «Качели»
Цель: Выработать способность к быстрому изменению положения языка (необходимо при соединении сонорных с гласными).
Описание: Широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
6. «Лошадка»
Цель: Научить кончик языка подниматься наверх и укрепить мускулатуру.
Описание: На легкой улыбке пощелкать язычком, как лошадка.
7. «Зайчик»
Цель: Развитие подвижности верхней губы.
Описание: Слегка приоткрыть рот и поднять верхнюю губу, обнажая зубы. Упражнение статичное, позиция держится от 10-15 секунд.
8. «Лягушка»
Цель: Развитие подвижности нижней губы.
Описание: Зубы сомкнуты, нижняя губа приоткрывает нижние зубы. Позиция неподвижная в течение 15 секунд.
9. «Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы языка, выработать умение удерживать язык за верхними зубами.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д – д – д – д – д. Сначала звук Д произноситься медленно, затем темп убыстряется. Губы удерживать в форме улыбки, рот не закрывать, стучать в бугорки за верхними зубами.
10. «Парус»
Цель: Выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.
11. «Молоток»
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Описание: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].
12. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
13. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
14. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
15. «Улыбка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
16. «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их таком положении под счёт от 1 до 5-10.
17. «Домик открывается»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
18. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
19. «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
20. «Самовар»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
21. «Чистим зубы»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение.
22. «Горка» («мостик»)
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
23. «Жуём блинчик»
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
24. «Грибок»
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
25. «Иголочка»
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
26. «Маятник»
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
27. «Индюк»
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
28. «Пароход»
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
(особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ы-ы-ы» («пароход гудит»).