Людмила Власенко
Арт — терапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия : особенности работы с детьми
Психокоррекционная работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.
Темочки:
Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.
Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.
Что такое арт-терапия
Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.
1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.
Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.
Арт-терапевтические занятия с детьми : принципы, правила, особенности
Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:
• Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
• Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
• Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
• Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
• Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.
Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.
Цели и задачи детской арт-терапии
Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:
• преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
• развитие эмоциональной сферы ребенка;
• формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
• развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
• раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
• формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе.
Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста
Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.
Занятия с детьми 2-4 лет
В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:
• эмоциональной сферы;
• мелкой моторики руки;
• речевой деятельности.
Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.
Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.
Упражнение «Ладошки»
Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.
Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.
Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.
Занятия с детьми 4-6 лет
Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.
В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.
Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.
Упражнение «Маленький сказочник»
Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.
Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.
На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:
• О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
• Как его зовут?
• Где он живет?
• Что с ним случилось?
• А дальше что произошло?
• Кто ему помог?
Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.
Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.
Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!
Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ:
- активизировать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, речь, восприятие).
- отработать коммуникативные навыки (сотрудничества и взаимной эмпатии)
- снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность
- корректировать агрессивные проявления, черт характера, препятствующих общению
- обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний
- отработать пластику тела, развивать чувственное восприятие
В игре и работе с ребенком необходимо:
- поддерживать в нем достоинство
- говорить о ситуации, поступке, его последствиях, а не о личности и характере ребенка
- отмечать сдвиги в личностном росте ребенка посредством сравнения его с его же поступками
- избегать навязывания, вопреки желанию ребенка, способа деятельности и поведения и отказаться от негативных оценочных суждений, ярлыков (отрицательного программирования).
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ :
- Приемы игровой терапии (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»).
- Приемы элементарной библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных литераторов. Приемы музыкотерапии. Музыка уменьшает произвольный контроль за речью. Произведение способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса. Также вовлекает процесс пения в подражание известным певцам. Сопровождать голосом действия ребенка (любимая песня, созвучная его настроению). Для робких детей используется более спокойная музыка.
- Песочная терапия.
- Ниткография.
- Рисование красками, лепка из глины, пластилина (рисование пальцем, рисунок негативного переживания). Поделки из соленого теста и клея ПВА, разукрашивание гуашью.
- Сказкотерапия. «Карта сокровищ» (или доска визуализации). Лист делится на 4 сектора и выбираются любые картинки из детских журналов, открыток и клеятся на лист.
- Цветотерапия. Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов).
- Театрализация. Например, выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро, затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование.
- Танцевальная терапия (дикий/плавный танец под музыку).
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ
Изотерапия :
• Восковой рисунок
• Пластилиновая живопись
• Изображение своего настроения
• Рисование страхов
• Кляксография
• Рисование по точкам «Озорные рисунки» (упражнение в парах)
Давать ведущую роль в игре.
Психогимнастика.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
Дать ребенку выговориться.
Работа с пластилином и глиной (вылепить гнев).
Музыкотерапия (чаще классическая музыка Моцарта и Баха).
Работа с бумагой и красками (лучше акварель) :
• рисунок на асфальте
• наскальная живопись
• рисунок на стекле
• выдувание соломинкой
• изображение своего настроения
• пальцевая живопись
Рвать бумагу или газету.
Занятия спортом (плавание, бег, теннис). С осторожностью нужно относиться к боевым искусствам.
Побить боксерскую грушу (или любой неодушевленный предмет).
РАБОТА С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ
Вылепить из глины или пластилина свой страх.
«Рисование «в воздухе».
Работа с глиной :
• сжимание
• разглаживание
• формообразование (оберега, амулета)
• сплющивание
Дорисовка «защитного объекта».
Закрашивание «страшного».
Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать).
Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз).
Видоизменение рисунка,
превращение «страшного в «смешное» (черные кляксы).
Пазлы из рисунка страха.
Развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями.
Украшение мрачного, преобразование в красивое.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Поделки из природного материала.
Кляксография.
Рисование по точкам.
Рисование штрихами.
Графическая музыка.
Набрызгивание.
Работа с пластилином и глиной.
Музыкотерапия (спокойная классическая или инструментальная музыка, звуки природы).
• Работа с бумагой и красками (лучше акварель) :
• выдувание соломинкой
• наскальная живопись
• изображение своего настроения
• пальцевая живопись
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
1. Ритмы пальцами, ладонями.
2. Прослушивание классической музыки (В. А. Моцарт, Л. Бетховена, И. С. Баха).
3. Музыка со звуками природы.
4. Релаксационная музыка.
Литература :
1. Фопель К. «Психологические игры и упражнения».
2. Огненко Н. М. «Я, ты и тигр».