Мария Каипова
Арт-терапия с элементами нейрографики
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия с элементами нейрографики
Учимся не бояться и рисовать с дошкольниками свои мысли
Рисование для детей - это радостное, вдохновенное занятие, которое очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ребенком новые возможности изобразительной деятельности.
Рисовать любят многие дети. Чаще всего этот процесс сопровождается положительными эмоциями, но есть такие ребята, которые не очень любят творчество, боятся, что у них что-то не получится, что родителям не понравится их работа… У таких детей есть нежелание приступать к работе, а у кого-то появляется даже страх.
Публикация «Арт-терапия с элементами нейрографики» размещена в разделах
Чтобы рисование могло приносить всем детям без исключения радость и удовольствие мы попробовали их познакомить с нестандартной техникой рисования, а именно нейрографикой.
Нейрографика – это рисование со смыслом. Этот метод основан на визуализации и осмыслении своих проблем, своих желаний и своего эмоционального состояния в целом. Он помогает решить психологические задачи графическим способом. Чаще всего для решения таких задач используют нейрографическую линию и круг.
Основные принципы нейрографического рисования для детей :
1. Принцип спонтанности. Проблему или задачу лучше изображать с закрытыми глазами и быстрыми движениями. Передача эмоций, переживаний, страхов ребенка происходит на чистый лист бумаги. В нейрографике это называется «выброс». Это и есть способ визуализировать проблему или психологическую задачу.
2. Принцип «отсутствия оценки». Главное, чтобы детям самим нравился не только рисунок, но и сам процесс его создания. Поэтому не стоит оценивать рисунок и тем более подвергать его критике.
3. Принцип «рисунок без границ». Данный принцип помогает ребятам, освободится от скованности и ограничений. Вселенная безгранична, как и воображение ребенка. Поэтому рисунок должен занимать всё пространство листа и даже может выходить за его границы. Для этого можно приложить чистые листы с других сторон рисунка. При желании можно использовать нестандартные размеры бумаги.
4. Принцип «избавления от острых углов». Одно из основных правил — нейрографики - это избавление от острых углов. Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что в природе нет резких линий и углов. Все линии плавные и закругленные. Закругленные формы воспринимаются нами на подсознательном уровне как что-то гармоничное, эмоционально - позитивное. Дети рисует так, как им хочется самим, но мы можем предложить сделать рисунок «добрее-радостнее». Солнышко у нас тоже доброе, круглое. И чтобы рисунок стал добрее можно скруглить углы. Мы – взрослые показываем ребятам как это сделать, а дальше они делают это самостоятельно, но можно делать и совместно.
5. Принцип «завершения рисунка». В нейрографике для завершения рисунка используется линия поля. Эта линия ведется детьми от одного края рисунка к другому. Она должна пересечь весь созданный рисунок. Эта линия может быть разной толщины и степени извилистости. На этом рисунок считается оконченным. Но по этой проблеме или психологической задаче можно нарисовать еще рисунки, если эта проблема или задача не была решена. Пока не нарисована линия поля, рисунок можно дорабатывать. Линия поля – это своеобразный ритуал завершения работы над рисунком и соответственно проблемой или задачей, которая визуализирована в рисунке.
6. Принцип «рисунка без образов». Каждый ребёнок самостоятельно дорабатывает свой рисунок. Таким образом, происходит положительные изменения в восприятии мира и той проблемы или задачи, которую он «выбросил» в рисунке. Также реализуется основное правило нейрографики рисование своего внутреннего состояния линиями, а не целой картинкой.
Нейрографика благодаря своим принципам превращает рисование в творческий процесс, который способствует развитию личностных качеств, мыслительных процессов и позволяет детям поверить в свои силы.
Мы, как воспитатели, благодаря данной техники узнали много тайн наших воспитанников. Это и переживания (боязнь чудовищ, не желание идти к стоматологу, расстройства из-за ссор родителей) и долгожданные желания (купания с русалками, появление котёнка, полёт на самолёте, ожидание Дня рождения и др.). Многие ребята очень полюбили данную технику и используют её самостоятельно в свободное время, а ещё некоторым детям нравится добавлять в работу блеска (пайетки, блёстки, наклейки)
Ещё в своей группе, мы решили попробовать данную технику при создании коллективной работы «Дерево желаний». Положительные эмоции, как от процесса, так и от результата получили и взрослые и дети, а результат превзошёл все ожидания. Эта работа у детей стала одной из любимых.
Ещё хочется отметить, что нейрографика способствует не только эмоциональной уравновешенности, но и развитию речи, эстетического восприятия, формированию самостоятельности, развитию воображения и гибкости мышления. И дети, и взрослые, обладающие гибкостью мышления, чаще добивается успехов в любой деятельности. Они переосмысливают способы решения проблем и находят новые, чтобы справится с задачей лучше и быстрее. Хорошее воображение, наблюдательность, любопытство – вот то что, способствует развитию мышления старшего дошкольника в целом. Эти же качества очень пригодятся ребятам при дальнейшем обучении в школе.