райшат стриженова
Арт-терапия как средство развития художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в рамках реализации инноваци
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Публикация «Арт-терапия как средство развития художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в рамках реализации инноваци» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др.
Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются :
развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
удовлетворение потребности детей в самовыражении;
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
становление эстетического отношения к окружающему миру.
Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа, позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.
Одним из методов развития творческих способностей является арт-терапия.
Арт-терапия - это здравоохранительная инновационная педагогическая технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека посредством творческой деятельности.
Арт-терапия состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования и т. д.
В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта выделяются следующие виды арт-терапии :
рисуночная терапия (или изотерапия)
библиотерапия
музыкотерапия
иммаготерапия
вокалотерапия
кинезитерапия
сказкотерапия
Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:
-использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации детьми;
-побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Библиотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации психического состояния ребёнка.
Музыкотерапия - является целым психокоррекционным направлением. Музыка воздействует на нервно-психическую сферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.
Иммаготерапия - в театральной студии лечебное воздействие происходит через образ. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Следует использовать драматизацию детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивать психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику.
Вокалотерапия - лечение пением.
Кинезитерапия - этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповом танце.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Арт-терапия использует различные методы творческого самовыражения в художественно эстетическом развитии детей :
Метод убеждения
Метод приучения
Метод проблемных ситуаций
Метод побуждения к сопереживанию
Особенность моей работы состоит в том, что я создаю условия, для развития художественно-эстетического вкуса у детей с помощью «Рисуночной терапии» (или «Изотерапии»)
Техники «Изотерапии» :
Рисование ватными палочками; рисование по сырому, пластиковой картой, сухой жесткой кистью; использование шаблонов и трафаретов, использование приема затирки и мазка, оттиск поролоном; лепка из глины
монотипия предметная; монотипия пейзажная; набрызг; отпечатки листьев.
Принцип построения моих занятий от простого к сложному.
Доступность использования нетрадиционных техник, я определяю возрастными особенностями дошкольников.
Форма работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная как на занятиях по рисованию, так и в свободной деятельности.
Практические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов, видео, презентаций по теме, наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях, иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты,
упражнения, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов; творческие игры).
Начинать знакомить детей с «Рисуночной терапией» можно с младшего возраста. В средней группе я начала работать с таких приё мов рисования как: метод примакивания, тычка, рисование пальчиками. Но уже в старшем дошкольном возрасте эти же приёмы помогут детям дополнить художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приё мов: рисование по мокрому листу, монотипия, тампонирование и др., дети с огромным удовольствием играют и при этом выполняют практические задания.