Халида Исинова
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются возможности использования арт-терапевтических технологий в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС.
Ключевые слова. Арт-терапия, дети с РАС, аутизм, коррекция.
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий творческую активность ребенка для решения его психологических проблем. К средствам арт-терапии относят сказкотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, куклотерапию.
Публикация «Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния детей через развитие способности самовыражения и самопознания.
Использование элементов арт-терапии помогает решить следующие задачи в развитии и обучении детей с РАС:
1. Снизить уровень тревожности и улучшить психо-эмоциональный фон.
2. Стимулировать интерес к учебной деятельности.
3. Способствовать возникновению и развитию активной речи.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Развивать коммуникативную функцию.
6. Снизить частоту ауто-стимуляций.
7. Повысить мотивацию к общению.
8. Улучшить состояние речевой функции.
Ценность применения искусства в терапевтических целях с детьми с РАС состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции.
Применение средств арт-терапии делает возможным преодоление коммуникативного барьера у детей с расстройствами аутистического спектра, обусловленного наличием специфических проблем речи, социальных навыков и поведения.
Арт-терапия широко используется при обучении детей с РАС. Основные преимущества данной технологии состоят в том, что отсутствует оценочность. Арт-терапия не нацелена на получение результатов, поэтому такие понятия как «хорошо» или «плохо» данная методика исключает.
С помощью данной техники обеспечавается взаимодействие ребенка с РАС с окружающим миром и новыми предметами в наиболее благоприятной для него атмосфере. Арт-терапия позволяетустранит барьерные установки, страхи.
Арт-терапия отмечается как один из наиболее результативных методов помощи аутичным детям. Она способствует развитию коммуникативных навыков и формирует особое пространство, в котором ребенок с РАС может воспроизвести предшествующий опыт построения контакта с окружающей средой. Использование методов арт-терапии в психологической помощи при аутизме позволяет раскрыть внутренний мир такого «особенного» ребенка, помогает понять, о чем он думает.
Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий являются занятия рисованием.
В ходе занятий рисованием происходит активизация мелкой моторики и социальных навыков, а также развивается внимание и речь. Происходит снятие напряжения, улучшение коммуникативных навыков ипроизвольного поведения. Дети учатся адекватно проявлять различные эмоциональные состояния.
Как правило, дети с РАС проявляют интерес к экспериментированию с красками. Они любят трогать краски, рассматривать их, наблюдать, как за кистью остается цветной след на бумаге. Замечено, что дети с РАС проявляют интерес к пальчиковым краскам. Ведь тогда задействуется осязание. С помощью пальчиковых красок дети различают текстуру, цвет, температуру краски. У них начинает развиваться тактильное осязание. С помощью педагога можно научить детей ставить цветные отпечатки (дождик пошел, цветочки раскрылись, ягодки поспели). Технология работы педагога следующая: педагог берет ручку ребенка, нежно обмакивает в краску и ставит отпечаток его рукой. Можно использовать стихотворную речь. Затем педагог свершает несколько похожих движений совместно с ребенком, пока он не научится выполнять отпечатки самостоятельно.
Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для проявления своих чувств, эмоций, которые детям с РАС сложно выразить словами.
Среди других средств арт-терапии можно назвать песочную терапию. Например, игры с кинетическим песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать художественной деятельностью, особенно при помощи педагога. Так педагог лепит башенку, пирамиду, горку и руками ребенка помогает ей придать определенную форму: делает углубление и сообщает, что это гора или вулкан. Затем ребенок учится выполнять такие постройки сам. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения. Иногда используют световую песочницу, песок в ней характеризуется особой структурой и физическими свойствами.
Удивительным эффектом обладает на детей музыка. Музыкотерапию можно использовать для снятия стресса, усталости, эмоциональных негативных реакций. Как известно, некоторая музыка, мантры, церковное песнопение, звуки природы, обладают целебным эффектом и позволяют установить более гармоничные отношения ребенка с РАС с окружающим миром.
Помогает развитию речи и вокалотерапия, пропевание с ребенком отдельных слов, действий. В ходе пения совершенствуется речевой аппарат ребенка, дикция становится более четкой. Пение, сопровождаемое жестами позволяет усвоить новые слова и их значения. При обучении грамоте педагог может пропевать в разной тональности вместе с ребенком гласные буквы, одновременно изображая их на доске. (Например, «А-а-а буква гласная пришлА–а-а-а -пришлА», «И-и-и, и-и-и, букву гласную найдИ). Для детей, умеющих читать педагог может предложить карточки, в которых необходимо подчеркнуть гласную букву «а» или «и», выделить ее голосом или пропеть. То есть вокалотерапия сможет использоваться для обучения детей с РАС чтению.
На занятия с детьми с РАС, можно использовать сказкотерапию. Рассказывание сказок лучше всего сопровождать показом картинок, например карточек PECS. Сказкотерапия позволяет сформировать у детей навыки социально одобряемого поведения. Сами сказки может сочинять педагог и они должны быть адаптированы с учетом формируемых функций у детей с РАС. Например, педагог рассказывает сказку о мальчике, который не умел разговаривать (на карточке рот у мальчика не нарисован). Мальчик хотел попить воды, но дали ему яблоко, он заплакал. Мальчик хотел поиграть с мячом, но не знал, как попросить, мячик забрал другой мальчик. Пошел дождик, Мальчик промок. Но он не знал, как попросить, чтобы ему дали зонтик. Что же делать? И тут мальчик увидел на дерево ворону. Ворона сказала «Кар-кар». И мальчик сказал «Кар-кар». Мальчик понял, что нужно учиться разговаривать. И тут у него появился ротик (воспитатель подрисовывает рот). И мальчик стал говорить. Далее выкладываются карточки, которые использовались в сказке, и педагог просит назвать слова: вода, мяч, зонт. Ребенок повторяет. То есть основное предназначение этой сказки в данном случае было показать ребенку с РАС важность обучения, важность общения. В каждом отдельном случае сказки могут быть различны: для обучения письму, графическим навыкам, для обучения чтению и т. д.
Таким образом, применение средств арт-терапии должно быть обосновано теми задачами, которые решает в данный момент педагог.
Работа с красками, изображениями, выполнение рисунков, совместное прослушивание музыки, применение сказкотерапииявляется эффективным способом общения и установления контактов с детьми с РАС. Арт-терапия упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля. АРТ-технологии позволяют развивать и обучать детей, которые имеют трудности в установлении социальных контактов.
Список литературы
1. Алленова О. В. Аутизм — это социальная катастрофа. [Электронный ресурс] / О. В. Алленова // Коммерсантъ-Власть, 1992. №25.
2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е. А. Медведева и др. М. : Академия, 2001.
3. Блейлер, Е. Аутистическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. М. : Изд-во МГУ, 2011. С. 112-125.
4. Забара Людмила Ивановна, Якина Лилия Николаевна. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России, 2017. № 3.