МААМ-картинки

Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС

Халида Исинова
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования арт-терапевтических технологий в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС.

Ключевые слова. Арт-терапия, дети с РАС, аутизм, коррекция.

Арт-терапия - метод психотерапии, использующий творческую активность ребенка для решения его психологических проблем. К средствам арт-терапии относят сказкотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, куклотерапию.

Публикация «Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС» размещена в разделах

В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния детей через развитие способности самовыражения и самопознания.

Использование элементов арт-терапии помогает решить следующие задачи в развитии и обучении детей с РАС:

1. Снизить уровень тревожности и улучшить психо-эмоциональный фон.

2. Стимулировать интерес к учебной деятельности.

3. Способствовать возникновению и развитию активной речи.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать коммуникативную функцию.

6. Снизить частоту ауто-стимуляций.

7. Повысить мотивацию к общению.

8. Улучшить состояние речевой функции.

Ценность применения искусства в терапевтических целях с детьми с РАС состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции.

Применение средств арт-терапии делает возможным преодоление коммуникативного барьера у детей с расстройствами аутистического спектра, обусловленного наличием специфических проблем речи, социальных навыков и поведения.

Арт-терапия широко используется при обучении детей с РАС. Основные преимущества данной технологии состоят в том, что отсутствует оценочность. Арт-терапия не нацелена на получение результатов, поэтому такие понятия как «хорошо» или «плохо» данная методика исключает.

С помощью данной техники обеспечавается взаимодействие ребенка с РАС с окружающим миром и новыми предметами в наиболее благоприятной для него атмосфере. Арт-терапия позволяетустранит барьерные установки, страхи.

Арт-терапия отмечается как один из наиболее результативных методов помощи аутичным детям. Она способствует развитию коммуникативных навыков и формирует особое пространство, в котором ребенок с РАС может воспроизвести предшествующий опыт построения контакта с окружающей средой. Использование методов арт-терапии в психологической помощи при аутизме позволяет раскрыть внутренний мир такого «особенного» ребенка, помогает понять, о чем он думает.

Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий являются занятия рисованием.

В ходе занятий рисованием происходит активизация мелкой моторики и социальных навыков, а также развивается внимание и речь. Происходит снятие напряжения, улучшение коммуникативных навыков ипроизвольного поведения. Дети учатся адекватно проявлять различные эмоциональные состояния.

Как правило, дети с РАС проявляют интерес к экспериментированию с красками. Они любят трогать краски, рассматривать их, наблюдать, как за кистью остается цветной след на бумаге. Замечено, что дети с РАС проявляют интерес к пальчиковым краскам. Ведь тогда задействуется осязание. С помощью пальчиковых красок дети различают текстуру, цвет, температуру краски. У них начинает развиваться тактильное осязание. С помощью педагога можно научить детей ставить цветные отпечатки (дождик пошел, цветочки раскрылись, ягодки поспели). Технология работы педагога следующая: педагог берет ручку ребенка, нежно обмакивает в краску и ставит отпечаток его рукой. Можно использовать стихотворную речь. Затем педагог свершает несколько похожих движений совместно с ребенком, пока он не научится выполнять отпечатки самостоятельно.

Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для проявления своих чувств, эмоций, которые детям с РАС сложно выразить словами.

Среди других средств арт-терапии можно назвать песочную терапию. Например, игры с кинетическим песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать художественной деятельностью, особенно при помощи педагога. Так педагог лепит башенку, пирамиду, горку и руками ребенка помогает ей придать определенную форму: делает углубление и сообщает, что это гора или вулкан. Затем ребенок учится выполнять такие постройки сам. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения. Иногда используют световую песочницу, песок в ней характеризуется особой структурой и физическими свойствами.

Удивительным эффектом обладает на детей музыка. Музыкотерапию можно использовать для снятия стресса, усталости, эмоциональных негативных реакций. Как известно, некоторая музыка, мантры, церковное песнопение, звуки природы, обладают целебным эффектом и позволяют установить более гармоничные отношения ребенка с РАС с окружающим миром.

Помогает развитию речи и вокалотерапия, пропевание с ребенком отдельных слов, действий. В ходе пения совершенствуется речевой аппарат ребенка, дикция становится более четкой. Пение, сопровождаемое жестами позволяет усвоить новые слова и их значения. При обучении грамоте педагог может пропевать в разной тональности вместе с ребенком гласные буквы, одновременно изображая их на доске. (Например, «А-а-а буква гласная пришлА–а-а-а -пришлА», «И-и-и, и-и-и, букву гласную найдИ). Для детей, умеющих читать педагог может предложить карточки, в которых необходимо подчеркнуть гласную букву «а» или «и», выделить ее голосом или пропеть. То есть вокалотерапия сможет использоваться для обучения детей с РАС чтению.

На занятия с детьми с РАС, можно использовать сказкотерапию. Рассказывание сказок лучше всего сопровождать показом картинок, например карточек PECS. Сказкотерапия позволяет сформировать у детей навыки социально одобряемого поведения. Сами сказки может сочинять педагог и они должны быть адаптированы с учетом формируемых функций у детей с РАС. Например, педагог рассказывает сказку о мальчике, который не умел разговаривать (на карточке рот у мальчика не нарисован). Мальчик хотел попить воды, но дали ему яблоко, он заплакал. Мальчик хотел поиграть с мячом, но не знал, как попросить, мячик забрал другой мальчик. Пошел дождик, Мальчик промок. Но он не знал, как попросить, чтобы ему дали зонтик. Что же делать? И тут мальчик увидел на дерево ворону. Ворона сказала «Кар-кар». И мальчик сказал «Кар-кар». Мальчик понял, что нужно учиться разговаривать. И тут у него появился ротик (воспитатель подрисовывает рот). И мальчик стал говорить. Далее выкладываются карточки, которые использовались в сказке, и педагог просит назвать слова: вода, мяч, зонт. Ребенок повторяет. То есть основное предназначение этой сказки в данном случае было показать ребенку с РАС важность обучения, важность общения. В каждом отдельном случае сказки могут быть различны: для обучения письму, графическим навыкам, для обучения чтению и т. д.

Таким образом, применение средств арт-терапии должно быть обосновано теми задачами, которые решает в данный момент педагог.

Работа с красками, изображениями, выполнение рисунков, совместное прослушивание музыки, применение сказкотерапииявляется эффективным способом общения и установления контактов с детьми с РАС. Арт-терапия упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля. АРТ-технологии позволяют развивать и обучать детей, которые имеют трудности в установлении социальных контактов.

Список литературы

1. Алленова О. В. Аутизм — это социальная катастрофа. [Электронный ресурс] / О. В. Алленова // Коммерсантъ-Власть, 1992. №25.

2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е. А. Медведева и др. М. : Академия, 2001.

3. Блейлер, Е. Аутистическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. М. : Изд-во МГУ, 2011. С. 112-125.

4. Забара Людмила Ивановна, Якина Лилия Николаевна. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России, 2017. № 3.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детямФотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детям Приближается самое прекрасное и волшебное время! Время приятных сюрпризов и счастливых мгновений! Время, когда и взрослые, и дети верят.

Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук»Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук» Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т. Боровик «Хор рук» (двигательное двухголосие).

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 07:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Халида Исинова (УИ 1212297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД