Папки-передвижки

Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС

Халида Исинова
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования арт-терапевтических технологий в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС.

Ключевые слова. Арт-терапия, дети с РАС, аутизм, коррекция.

Арт-терапия - метод психотерапии, использующий творческую активность ребенка для решения его психологических проблем. К средствам арт-терапии относят сказкотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, куклотерапию.

В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние.

Публикация «Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС» размещена в разделах

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния детей через развитие способности самовыражения и самопознания.

Использование элементов арт-терапии помогает решить следующие задачи в развитии и обучении детей с РАС:

1. Снизить уровень тревожности и улучшить психо-эмоциональный фон.

2. Стимулировать интерес к учебной деятельности.

3. Способствовать возникновению и развитию активной речи.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать коммуникативную функцию.

6. Снизить частоту ауто-стимуляций.

7. Повысить мотивацию к общению.

8. Улучшить состояние речевой функции.

Ценность применения искусства в терапевтических целях с детьми с РАС состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции.

Применение средств арт-терапии делает возможным преодоление коммуникативного барьера у детей с расстройствами аутистического спектра, обусловленного наличием специфических проблем речи, социальных навыков и поведения.

Арт-терапия широко используется при обучении детей с РАС. Основные преимущества данной технологии состоят в том, что отсутствует оценочность. Арт-терапия не нацелена на получение результатов, поэтому такие понятия как «хорошо» или «плохо» данная методика исключает.

С помощью данной техники обеспечавается взаимодействие ребенка с РАС с окружающим миром и новыми предметами в наиболее благоприятной для него атмосфере. Арт-терапия позволяетустранит барьерные установки, страхи.

Арт-терапия отмечается как один из наиболее результативных методов помощи аутичным детям. Она способствует развитию коммуникативных навыков и формирует особое пространство, в котором ребенок с РАС может воспроизвести предшествующий опыт построения контакта с окружающей средой. Использование методов арт-терапии в психологической помощи при аутизме позволяет раскрыть внутренний мир такого «особенного» ребенка, помогает понять, о чем он думает.

Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий являются занятия рисованием.

В ходе занятий рисованием происходит активизация мелкой моторики и социальных навыков, а также развивается внимание и речь. Происходит снятие напряжения, улучшение коммуникативных навыков ипроизвольного поведения. Дети учатся адекватно проявлять различные эмоциональные состояния.

Как правило, дети с РАС проявляют интерес к экспериментированию с красками. Они любят трогать краски, рассматривать их, наблюдать, как за кистью остается цветной след на бумаге. Замечено, что дети с РАС проявляют интерес к пальчиковым краскам. Ведь тогда задействуется осязание. С помощью пальчиковых красок дети различают текстуру, цвет, температуру краски. У них начинает развиваться тактильное осязание. С помощью педагога можно научить детей ставить цветные отпечатки (дождик пошел, цветочки раскрылись, ягодки поспели). Технология работы педагога следующая: педагог берет ручку ребенка, нежно обмакивает в краску и ставит отпечаток его рукой. Можно использовать стихотворную речь. Затем педагог свершает несколько похожих движений совместно с ребенком, пока он не научится выполнять отпечатки самостоятельно.

Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для проявления своих чувств, эмоций, которые детям с РАС сложно выразить словами.

Среди других средств арт-терапии можно назвать песочную терапию. Например, игры с кинетическим песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать художественной деятельностью, особенно при помощи педагога. Так педагог лепит башенку, пирамиду, горку и руками ребенка помогает ей придать определенную форму: делает углубление и сообщает, что это гора или вулкан. Затем ребенок учится выполнять такие постройки сам. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения. Иногда используют световую песочницу, песок в ней характеризуется особой структурой и физическими свойствами.

Удивительным эффектом обладает на детей музыка. Музыкотерапию можно использовать для снятия стресса, усталости, эмоциональных негативных реакций. Как известно, некоторая музыка, мантры, церковное песнопение, звуки природы, обладают целебным эффектом и позволяют установить более гармоничные отношения ребенка с РАС с окружающим миром.

Помогает развитию речи и вокалотерапия, пропевание с ребенком отдельных слов, действий. В ходе пения совершенствуется речевой аппарат ребенка, дикция становится более четкой. Пение, сопровождаемое жестами позволяет усвоить новые слова и их значения. При обучении грамоте педагог может пропевать в разной тональности вместе с ребенком гласные буквы, одновременно изображая их на доске. (Например, «А-а-а буква гласная пришлА–а-а-а -пришлА», «И-и-и, и-и-и, букву гласную найдИ). Для детей, умеющих читать педагог может предложить карточки, в которых необходимо подчеркнуть гласную букву «а» или «и», выделить ее голосом или пропеть. То есть вокалотерапия сможет использоваться для обучения детей с РАС чтению.

На занятия с детьми с РАС, можно использовать сказкотерапию. Рассказывание сказок лучше всего сопровождать показом картинок, например карточек PECS. Сказкотерапия позволяет сформировать у детей навыки социально одобряемого поведения. Сами сказки может сочинять педагог и они должны быть адаптированы с учетом формируемых функций у детей с РАС. Например, педагог рассказывает сказку о мальчике, который не умел разговаривать (на карточке рот у мальчика не нарисован). Мальчик хотел попить воды, но дали ему яблоко, он заплакал. Мальчик хотел поиграть с мячом, но не знал, как попросить, мячик забрал другой мальчик. Пошел дождик, Мальчик промок. Но он не знал, как попросить, чтобы ему дали зонтик. Что же делать? И тут мальчик увидел на дерево ворону. Ворона сказала «Кар-кар». И мальчик сказал «Кар-кар». Мальчик понял, что нужно учиться разговаривать. И тут у него появился ротик (воспитатель подрисовывает рот). И мальчик стал говорить. Далее выкладываются карточки, которые использовались в сказке, и педагог просит назвать слова: вода, мяч, зонт. Ребенок повторяет. То есть основное предназначение этой сказки в данном случае было показать ребенку с РАС важность обучения, важность общения. В каждом отдельном случае сказки могут быть различны: для обучения письму, графическим навыкам, для обучения чтению и т. д.

Таким образом, применение средств арт-терапии должно быть обосновано теми задачами, которые решает в данный момент педагог.

Работа с красками, изображениями, выполнение рисунков, совместное прослушивание музыки, применение сказкотерапииявляется эффективным способом общения и установления контактов с детьми с РАС. Арт-терапия упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля. АРТ-технологии позволяют развивать и обучать детей, которые имеют трудности в установлении социальных контактов.

Список литературы

1. Алленова О. В. Аутизм — это социальная катастрофа. [Электронный ресурс] / О. В. Алленова // Коммерсантъ-Власть, 1992. №25.

2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е. А. Медведева и др. М. : Академия, 2001.

3. Блейлер, Е. Аутистическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. М. : Изд-во МГУ, 2011. С. 112-125.

4. Забара Людмила Ивановна, Якина Лилия Николаевна. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России, 2017. № 3.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детямФотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детям Приближается самое прекрасное и волшебное время! Время приятных сюрпризов и счастливых мгновений! Время, когда и взрослые, и дети верят.

Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук»Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук» Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т. Боровик «Хор рук» (двигательное двухголосие).

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 07:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Халида Исинова (УИ 1212297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 июля 2025 среда
Устраиваем Флешмоб рисунков на асфальте!
17 июля 2025 четверг
Молодой официальный праздник России!
День основания морской авиации ВМФ России
День дарения подарков
1945г.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных