МААМ-картинки

Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога ДОУ

Светлана Кудрина
Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать +Заказ

«Один рисунок стоит тысячи слов». Это восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии, а точнее изотерапии.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства.

Безусловно, в рамках изотерапии психологами используется множество техник : это рисунок на мятой или на мокрой бумаге, эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, свободные каракули, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге, отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисунок угольными мелками и т. д.

Публикация «Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Хочу вас познакомить с интересным опытом применения прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса.

В своей профессиональной деятельности я выявила следующие проблемы в работе с детьми : дети плохо ориентируются на листе бумаги, предпочитают часто одни и те же рисунки, часто используют одни и те же цвета, боятся начать что-либо рисовать, имеют слабые навыки развития мелкой моторики рук, встречается также неумение детей работать в паре и подгруппами, учитывая все эти особенности, я пришла к решению использовать в работе прозрачный мольберт.

Занятия провожу, как в индивидуальных, так и в малых подгруппах с воспитанниками. Работаю с детьми в условиях кабинета и при необходимости выхожу с мольбертами в группы.

Можно использовать нестандартные творческие техники и материалы:

рисование руками, пальцами;

• разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др. ,

• рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т. д.

Способы рисования на прозрачном мольберте :

• Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);

• Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить,

• Рисуем в паре;

• Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.

Рисуя по стеклу у детей, активно развивается воображение и со временем пропадает тревожность и страх рисовать. Мольберт легко можно переносить из группы в группу, а летом выносить на прогулку.

Это инновационное пособие помогает мне:

-создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми,

-помогает эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами,

-также я использую прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе;

- для сенсорного развития детей младшей группы.

Таким образом, спектр возможностей применения этого методического пособия в моей профессиональной деятельности достаточно широк.

А сейчас предлагаю перейти от теории к практике.

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия с использованием прозрачного мольберта»

- Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте, и я предлагаю вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки:

• Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (Солнце)

• И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом… (Картошка)

- А теперь прошу выйти четверых, отгадавших загадки. Присаживайтесь напротив друг друга. Сейчас вы будете рисовать солнышко с помощью техники штампов.

- Итак, приступим. Наберите кистью жёлтую краску и нанесите на штампы картофеля, а затем отпечатайте на стекле. Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу.

- Посмотрите, Солнце получилось круглое. А какое ещё? (Ответы). Ну чего же не хватает на рисунке? Ну, конечно, лучиков. Без лучиков ведь солнышко совсем не будет нас греть. Для изображения лучей воспользуйтесь кистью (педагоги напротив рисуют контур солнца и лучи, можно использовать оранжевую краску).

- Ну а пока наши участники рисуют, я предлагаю вам снова отгадать загадки:

• Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы. (Трава)

• Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой… (Кистью)

- Хорошо. Давайте посмотрим, готово ли солнышко? Как красиво у всех получилось. Спасибо вам большое за участие. Прошу пройти в зал. И следующие, кто отгадал загадки (4 человека, проходите к мольбертам. А как вы думаете, что же мы будем рисовать? (Ответ). А чем? (Ответ) Хорошо. Но не всё так просто! Вы будете рисовать её двумя руками одновременно. Для этого возьмите две кисточки в разные руки, наберите зелёную краску и рисуйте травку (работа идет с двух сторон мольберта одновременно).

- Прошу обратить внимание, что этот метод развивает межполушарные взаимодействия.

- А пока коллеги рисуют, я предлагаю вам отгадать ещё пару загадок:

• Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

• Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)

- Всё верно. По-моему, травку уже нарисовали. Какая замечательная получилась, зелёная, густая. Большое вам спасибо, а теперь уступите, пожалуйста, место следующим участникам, отгадавшим загадки.

- 1 пара. Вы будете рисовать Божью коровку. 1 участник нарисует туловище Божьей коровки поролоновыми кистями красным цветом путём точечного нанесения, а коллега напротив будет обводить её по контуру черным цветом обычной кистью, рисовать лапки, голову, усы, а затем делать точки ватной палочкой или маленьким поролоновым штампом.

- А другая пара будет рисовать бабочку методом монотипии. Один из участников будет раскрашивать шаблон бабочки гуашью, нужно стараться использовать яркие цвета и минимум воды. Затем нужно сложить шаблон бабочки пополам и сделать четкий отпечаток на стекле. А участник напротив будет обводить контур бабочки краской, можно нарисовать усики и узоры на крыльях.

- Обратите внимание, рисунок достаточно простой, но какое разнообразие техник мы применили.

Заключение.

- Уважаемые коллеги, большое спасибо вам за участие. Вопросы к участникам:

• Скажите пожалуйста, что вам было легко вам работать в паре?

• Было ли что то, что вызвало затруднение?

• Какие чувства Вы испытываете при просмотре вашей общей картины?

• Было ли Вам интересно работать в парах?

• Как вы думаете, можно ли использовать эту технику рисования в своей работе?

Мне хотелось бы ещё добавить, что данное пособие мы используем в своей практике второй год. Но уже заметно, что занятия на мольберте стимулируют познавательную активность детей, вызывая у них положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать внимание на происходящем, снижают негативные реакции, и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психолога При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» начала замечать, что дети не могут придумать и нарисовать сами облик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 28 мая 2024 в 13:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД