Татьяна Киндиченко
Конспект урока по музыке и искусству для 9 класса «Архитектура современного города»
▼ Скачать +Заказ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Раздел: «Дар созидания».
Тема урока : «Архитектура современного города»
1. ФИО (полностью) Киндиченко Татьяна Валентиновна
2. Место работы МОАУ «СОШ № 1 им. В. И. Басманова»
3. Должность учитель музыки и искусства
4. Предмет Искусство
5. Класс 9 класс
6. Тема «Архитектура современного города»
7. Базовый учебник Учебник для общеобразовательных
Публикация «Конспект урока по музыке и искусству для 9 класса „Архитектура современного города“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
учреждений П. Сергеева, И. Э. Кашекова
Е. Д. Критская Искусство
8—9 классы Москва «Просвещение» 2014.
8. Цель урока : воспитание культуры восприятия произведений изобра-зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
9. Задачи:
• понимать значение места архитектуры в жизни человека;
• уметь размышлять о произведениях различных видов искусства;
• развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
10. Планируемые результаты:
Личностные:
Самоопределение: продолжить учить учащихся наблюдать, сравнивать архитектуру различных направлений, слушать и понимать музыку.
Смыслообразование: повысить мотивацию к предмету искусство;
Ценностная и морально-этическая ориентация: развитие потребностей к поиску информации о различных видах искусств.
Метапредметные:
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Коммуникативные: передача собственных впечатлений об искусстве архитектуры в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.
Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой (ИКТ, анализируют и делают выводы, строят рассуждения
-предметные
- способность стремиться к приобретению опыта общения с известными и новыми произведениями искусства различных направлений, разбираться в современной архитектуре;
- развивать умение показывать связь между различными произведениями искусства;
10. Тип урока – урок-закрепление.
11. Формы работы учащихся: групповая (слушание, анализирование, работа с учебником,коллективная.
12. Методы:1. размышление об архитектуре;
2. содержательный анализ произведений архитектуры, музыки;
3. возвращение к пройденному;
4. суждения.
13. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
14. Музыкальный материал :
1. О. Мессиан. Пробуждение птиц.
2. В. Моцарт. Маленькая ночная серенада.
3. Г. Свиридов. Время, вперед!
4.Aquagen-Phatbass.
5. И. С. Бах. Органная
6. И. Конради. Менуэт.
15. Наглядный материал:
• Мультимедийная презентация: «Архитектура современного города».
• Мультимедийная презентация «Самые необычные дома мира»
• Ресурсы ОМС.
• Учебник «Искусство» 8-9 класс.
Зрительный ряд: Выставка рисунков учащихся по теме «Архитектура исторического города». Слайд 1.
Тип урока : усвоение навыков и умений.
Ход урока
I. Закрепление опорных знаний.
(Предыдущее домашнее задание на магнитной доске)
Вопрос: Кто сможет защитить свой проект?
После ответа. Какой город вы не построили (восточный, европейский, русский?
Как можно отличить (например) европейский город от русского (отличие от других городов).
Нарисовавшие – 5, не нарисовавшие – комментируют.
Вопрос: Как одним словом можно назвать все то, что вы представили?
(архитектура, объясните это понятие.
Архитектура (лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Сдайд 2
Два великих поэта называли понятие «Архитектура» - «застывшая музыка» и «отзвучавшая мелодия».
Вопрос: Чем отличаются эти 2 выражения двух великих писателей? Какое из них вам больше нравится? Почему?
Как вы его понимаете? Соотнесите его с искусством архитектуры. (Ответы учащихся).
Задание: Попробуйте сопоставить архитектурные стили и музыкальные произведения
(5 Музыкальных примеров).
Слайд 3.
Готика – (И. Бах. Оргшанная хоральная прелюдия.)
Хай так – (Aquagen-Phatbass)
Классицизм – (В. Моцарт. Маленькая ночная серенада).
Романский стиль – (И. Конради. Менуэт)
Конструктивизм – (Г. Свиридов. Время, вперед)
Конструктивизм является одним из понятий нашей новой темы: " Архитектура современного города».
II. Сообщение темы.
В продолжение темы архитектуры сегодня мы будем говорить об архитектуре современного города.
Слайд 4.
Запишите тему урока в тетради : «Архитектура современного города».
Вопрос: А что вы знаете о современной архитектуре?
(Учащиеся отвечают).
Молодцы!
Слово учителя.
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Сов-ременные города и современные районы исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чертежах и макетах выверяются не толь-ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструктура микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поликлиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека.
В современных микрорайонах строятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома.
Слайд 5.
Однако общественные здания часто возводятся по специальным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духовные устремления людей и воздействует на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверенные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространственную среду.
Язык архитектуры всегда современен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.
Слайд 6.
Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи-тектурных форм и технологий ХХI в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства.
Слайд 7.
Появление новых строительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внутреннее пространство помещений.
Благодаря новым технологиям появились новые направления, такие как конструктивизм, рационализм, функционализм и т. д.
Это слово нам уже сегодня встречалось.
Слайд 8.
Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впервые начал использовать в своих постройках сборные модули из железобетона.
Слайд 9.
Постепенно использование этого материала привело к тому, что здания стали строить по типовым проектам, появились целые кварталы с типовыми домами в разных городах.
Слайд 10.
Примером может служить сюжет фильма «Ирония судьбы или «С легким паром!»
Задание: Попробуйте собрать свой дом из железобетона и стекла.
6.(Ресурсы ОМС, пазлы).
И вот такие конструкции. несмотря на то. что они решили жилищный вопрос во многих городах мира, они сделали города безликими
Слайд 11.
Обратите внимание на изображение Манхеттен.
Чем характерна зта иллюстрация?
(Учащиеся отвечают).
Слайд 12.
Если раньше в городе возвышались шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это проявилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка. И не только. Есть много зданий художестенно-эстетической направленности. :у нас это Останкинская телебашня, в Париже – Эйфелева
башня. Ессть Башня Бушхалиф в ОАР – самое высокое здание в мире, его высота-870 метров.
Несмотря на то, что использование технологий Ш. Э. Корбюзье испортило вид городов типовыми домами. Именно это решило многие экономические вопросы, в т. ч. экономия места.
Эти технологии используют до сих пор.
Но есть наука, которая спасает безликие города и делает их облик оригинальным и неповторимым.
Задание:
Откройте страницы учебника (учебник на двоих, прочитайте, посоветуйтесь и выберите из текста название этой науки.
Чем она характерна.
(Бионика — наука, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем).
Посмотрите на эмблему.
Слайд 13.
Современные архитекторы пользуются открытиями бионики. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются аналогичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т. д.
Слайд 14,15.
Посмоторите: есть ли на иллюстрациях здания, построенные на основе этой науки.
7. Презентация «Самые необычные дома мира».
Ученики выбирают из предложенного видеоряда здания построенные на принципах бионики. В соответствии с этой наукой построен Олимпийский комплекс в Сочи.
Эти тенденции проявляются и в современной музыке. Например, в конкретной музыке, композиция которой составлялась из предварительно записанного материала (природные шумы, различные звуки, а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последовательности.
Слайд 16.
Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995) — один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete). Этот стиль появился благодаря развитию звукозаписывающей техники, появлению доступных микрофонов и, как следствие, благодаря доступности проведения экспериментов.
Послушайте пожалуйста музыкальный фрагмент.
8. Звучит «Пробуждение птиц» О. Мессиана.
Что этот фрагмент вам напоминает? (Пение птиц).
Это еще одно направление бионики.
Вы слушали фрагмент произведения О. Мессиана «Пробуждение. птиц».
Слайд 17.
Оливье Мессиан(1908—1992) — французский органист, композитор и выдающийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, нотировал (записывал нотами, а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».
IV. Практическая работа. Рефлексия.
Творческое задание: По двое работа с текстом,почитать,найти и записать новые термины.
Посмотрите на страницы книги. Ответьте, о чем мы сегодня не говорили. Называют: Монументальная живопись и Декоративная скульптура.
Ярким примером этих направлений служат иллюстрации на странице 143.
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение (объем 1 страница) о монументальной живописи и декоративной скульптуре.
Можете объединиться в группы. Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чертеж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.
Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте дизайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).
1. Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).
2. Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школьной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)».
Дополнительное задание за дополнительную оценку: Подготовить сообщение об олимпийском комплексе Сочи.
Оценка деятельности учащихся на уроке.
V. Итог урока.