Ольга Бодрякова
Конспект открытого занятия по аппликации «Изготовление куклы Масленицы» в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
по художественно-эстетическому развитию (аппликации)
в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет
на тему: «Изготовление куклы Масленицы»
дата проведения 28.02.2023г
конспект подготовила педагог
1 квалификационной категории
Бодрякова Ольга Валентиновна
Сургут, 2023
Публикация «Конспект открытого занятия по аппликации „Изготовление куклы Масленицы“ в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет на тему: «Изготовление куклы Масленицы»
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях, о празднике Масленица, развивать умение аккуратно пользоваться ножницами; нарезать полоски из бумаги. Закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали, закреплять умение составлять целый предмет из частей, развивать умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.
Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, развивать внимание, память, мелкую моторику, развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; приобщать к традициям русских народных праздников, воспитывать интерес к творчеству
Раздаточный материал:
1. Цветная бумага
2. Заготовки для головы и платочков
3. Клей.
4. Тарелочки под раздаточный материал
5. Салфетки тканевые
6. Ножницы.
7. Подложки для работы.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
и ручьями слёзы льёт.
Воспитатель:
Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала?
-Про конец зимы.
-Весна пришла.
- Как вы догадались?
-Снег тает.
- Бегут ручьи.
- Капает с крыши.
-На улице стало тепло.
- Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник?
- Масленица.
Приглашаю подойти к экрану
2. Просмотр небольшой презентации про «Масленицу» :
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны — красны.
Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины, а в конце масленичной недели жгут чучело Масленицы. Кроме большой куклы Масленицы, делали маленькую куколку…
3. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
А это домашняя Масленица – кукла (показываю куклу, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица была сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Это был оберег. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Кукла должна была принести благополучие, здоровье и радость семье, в чьем доме хранилась такая Масленица оберег.
Воспитатель: А хотите научиться делать своими руками из бумаги куклу-масленицу? МЫ ее сделаем из бумаги
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться.
Сейчас мы будем делать куклу Масленицу, а чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
4. Пальчиковая гимнастика «Блины».
Положи блинок в ладошку
(прочертить пальцем круг на ладошке).
Угости мурлыку-кошку,
(Загибаем пальчики по очереди)
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке
5. Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?
-Ответы детей.
- Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.
- Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.
- Нельзя размахивать.
- Нельзя играть с ножницами.
Молодцы, ребята!
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота:
Не забудьте их закрыть
И в коробку положить.
Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Но мы сделаем с лицом!
6. Практическая часть.
Возьмите сначала заготовку тела куклы, потом сложите белую салфетку,это будет рубашка, потом из цветной салфетки отрежьте по обозначенной линии излишки,это сарафан,затем вырезаем платочек и лицо.
Приклеиваем детали в той же последовательности. После того как все части приклеены, можно нарисовать лицо куклы Масленницы
. И наша кукла- масленица готова!
7. Заключительная часть. Итог занятия.
По окончании работы дети рассматривают свою работу на общем столе.
- А теперь давайте возьмём нашу замечательную работу и украсим ею холл нашего детского сада. Она получилась такая красивая, потому что вы вложили в неё тепло своих рук.
По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги.
Стихотворение
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами,
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!