Надежда Шарапова
Аннотация к рабочей программе образовательной деятельности, реализуемой в группах общеразвивающей направленности 4–5 года жиз
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования.
МБДОУ детский сад № 17 СОП № 1 работает по образовательной программе дошкольного образования «Детство».
Структура и содержание рабочей программы разработана с учетом ФГОС дошкольного образования.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет и составлена в соответствии с нормативными документами:
Публикация «Аннотация к рабочей программе образовательной деятельности, реализуемой в группах общеразвивающей направленности 4–5 года жиз» размещена в разделах
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новых коронавирусной инфекции (СОVID-19);
- Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20 “Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19” (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)
- Образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития : физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Рабочая программа состоит из трех разделов.
1. Целевой раздел, в который входят:
1.1 Пояснительная записка;
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы;
1.3 Основные принципы и подходы в организации образовательного процесса;
1.4 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;
1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
2. Содержательный раздел содержит:
2.1 Игра как особое пространство развития ребенка 4 – 5 лет;
2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных
областей;
2.3 Содержание образовательной деятельности по модулям основных направлений
развития (образовательным областям)
2.4 «Социально – коммуникативное развитие»;
2.5 «Познавательное развитие»;
2.6 «Речевое развитие»;
2.7 «Художественно – эстетическое развитие»;
2.8 «Физическое развитие»;
2.9 Непосредственно организованная образовательная деятельность;
2.10 Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы;
2.11 Перспективный план по взаимодействию с родителями;
2.12 Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
3. Организационный раздел:
3.1 Программно – методическое обеспечение;
3.2 Режим дня детей средней группы;
3.3 Принципы и особенности организации предметно – пространственной среды для детей 4-5 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития : физическому, социально – личностному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Цель реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО: создать условия для успешной социализации и индивидуализации развития личности ребенка в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Достижение поставленной цели в реализации обязательной части ООП ДО предусматривает решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обязательная часть программы построена с учетом проекта Примерной образовательной программы «Детство», авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, которая учитывает концептуальные положения целостного комплексного, интерактивного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Приоритетное физическое развитие детей представлено по программе «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Старт», автор Л. В. Яковлева. Достижение поставленной цели в реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Свердловской области. По данному направлению реализуется программа «Мы живем на Урале» автор О. В. Толстикова. - Екатеринбург ГАОУ ДПО СО «ИРО».-2013г. -62с.
Рабочая программа основывается на принципах:
1. поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как возможного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас;
2. личностно-развиваюшего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
3. уважение к личности ребенка;
4. реализации ООП ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
5. полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
6. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
7. содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
8. поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
9. сотрудничества ДОУ с семьей;
10. приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
11. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
12. возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
13. учёта этнокультурной ситуации развития детей;
14. учёт гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
15. построение образовательной деятельности на комплексно-тематическом принципе построения образовательного прочеса;
16. принцип интеграции;
17. проблемного образования;
18. принцип ситуативности;
19. выявление детской одаренности;
20. принцип природосообразности;
21. принцип культуросообразности;
22. принцип вариативности;
23. принцип индивидуализации.
Рационально построенный и организованный режим в ДОУ является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
Режим дня в ООП ДО разработан на основе рационального, четкого чередования бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности, определяющий их продолжительность, регулярность. Ритмичность режима обусловлена биологическими ритмами: околосуточными, сезонными.
Околосуточные
биологические ритмы - индивидуальные проявления в чередовании бодрствования и сна, ритма работы пищеварительного тракта, дыхания, показателей умственной и физической работоспособности в течение дня.
Физиолого-гигиенической основой режима дня в ДОУ являются:
- уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы;
- степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- образовательная (непосредственно образовательная) деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание,
- приемы пищи;
- личная гигиена.
- учет сезонных ритмов, в соответствии с которыми разработаны 2 типа сезонных режимов дня (холодный период, теплый период).
В ходе составления режима дня учтены:
• возрастные особенности высшей нервной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительности отрезков сна и бодрствования);
• возрастные особенности в работе пищеварительной системы дошкольников, которые регламентируют количество кормлений (приема пищи) в течение дня;
• индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой предусматривается увеличение количества времени на сон (спать больше, отдыхать чаще);
• возрастные потребности детей в движениях: суточное количество движений (при ходьбе, беге, прыжках и др.);
время года, климатические условия.
Педагогическое значение режима дня для полноценного развития ребенка- дошкольника:
- средство предупреждения утомления детей;
- фактор формирования физического и психического здоровья;
- средство формирования личной гигиены;
- условие безопасной жизнедеятельности;
- средство формирования личностных качеств ребенка;
- условие адаптивного поведения.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
При проведении режимных процессов соблюдаются следующие правила:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня
3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода
года.
Организация сна
При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает,
наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну.
При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов.
4. Во время сна детей присутствие воспитателя в спальне обязательно.
5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.
6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели.
Организация прогулки
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха
ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей 4-5 лет.
Прогулка состоит из следующих частей:
• наблюдение,
• подвижные игры,
• труд на участке,
• самостоятельная игровая деятельность детей,
• дидактические, сюжетно-ролевые игры,
• индивидуальная работа с детьми воспитателя, специалистов.
Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.
В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий - изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений, спокойных игр.
Организация питания
В ДОУ для детей организуется 3-х разовое питание. Контроль за качеством питания (разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на бракеражную комиссию.
В ДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, размещая ежедневное меню за время пребывания в ДОУ.
Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню- раскладке.
В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:
• мыть руки перед едой
• к
ласть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать
• рот и руки вытирать бумажной салфеткой
• после окончания еды полоскать рот кипяченной водой.
Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.
В организации питании, начиная с средней группы, по желанию, дети принимают участие в дежурстве. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка : дети сами могут убирать за собой тарелки. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.
Организация совместной деятельности
• Совместная деятельность - деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
• Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
• Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Организация самостоятельной деятельности Самостоятельная деятельность :
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Режим дня детей младшего дошкольного возраста
(холодный период года сентябрь - май)
Режимные процессы Средняя группа /4-5 лет/
Прием детей.
Игровая самостоятельная деятельность. Самообслуживание
Подготовка к утренней гимнастике
7.15-8.05
Утренняя гимнастика 8.05-8.15
Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.
Самостоятельная деятельность. Завтрак 8.15-8.40
Игровая самостоятельная деятельность. 8.40-8.55
Мотивация образовательной деятельности 8.55 - 9.00
Образовательная деятельность 9.00-9.50
Игровая самостоятельная деятельность. 9.50-10.20
Подготовка к прогулке. Одевание. 9.50-10.20
Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми; Самостоятельная деятельность детей). 10.20-11.55
Возвращение с прогулки. Раздевание.
Самостоятельная деятельность 11.55-12.05
Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры.
Самостоятельная деятельность 12.05- 12.45
Обед
Подготовка ко сну 12.45-13.00
Дневной сон 13.00-15.00
Постепенный подъём детей 15.00-15.05
Воздушная гимнастика после дневного сна. 15.05-15.10
Культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, причесывание) Самостоятельная деятельность 15.10-15.30
Подготовка к полднику, полдник 15.30-15.50
Игровая самостоятельная и организованная деятельность детей 15.50-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.40-17.45
Режим дня детей дошкольного возраста (теплый период года июнь - август)
Режимные процессы
Утренний прием (на свежем воздухе, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение
воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 7.15-8.05
Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.05-8.35
Самостоятельная /совместная деятельность 8.35-9.00
День интересных дел:
Понедельник - «ЛЮБОЗНАИКА» - расширение представлений детей об окружающем мире, чтение литературы, рассматривание объектов природы.
Вторник - «ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА» -
продуктивные виды деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование Среда -
«ЗДОРОВЕЙКА» - советы доктора Безопасность.
Четверг - «ТРУДОЛЮБИК» -
экспериментальная деятельность с детьми, труд в природе.
Пятница - «ПОТЕШНИК» - развлечения, досуг или праздник.
Музыкальное занятие - 2 раза в неделю (по 9.00-11.55
Мытье ног. Подготовка к обеду. Обед 11.55-12.45
Подготовка ко сну. Сон 12.45-15.10
Подъём. Гимнастика после дневного сна. 15.10-15.15
Самостоятельная /совместная деятельность по
интересам, подготовка к полднику 15.15-15.45
Полдник 15.45-16.05
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение,
игры подвижные, сюжетно-ролевого характера, уход 16.05-17.45
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.