Валентина Селиванова
Конспект развлечения «Ангарские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ангарские посиделки.
Мы живём в уникальном регионе России – в таёжном Нижнем Приангарье, славном своими традициями, бытом, промыслами, природой. В связи со строительством Богучанской ГЭС и появлением водохранилища, многие старинные процветающие большие и маленькие ангарские сёла безвозвратно ушли под воду. И многое изменилось в нашем некогда малоизвестном уголке Земли. Не изменились, пожалуй, только дети, наши сибирские дети – розовощёкие от морозов, с горящими любознательными глазёнками, с бесконечными «Почему?», на которые они ждут ответы. Чтобы дети любили и знали свою малую родину, я для старших дошкольников разработала серию занятий «Моё родное Приангарье», направленных на воспитание социально активной, творческой личности. Личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу Красноярского края, одного из самых перспективных сибирских регионов, протянувшегося от Саянских гор на юге до Северного Ледовитого океана, чувствовать красоту окружающего мира: стремительно несущую свои воды Ангару, шум знаменитых на весь мир сосен, самобытный ангарский диалект старожилов – кежмарей, новостройки города гидростроителей Кодинска и замшелые избы из столетних лиственниц в Заледееве, Дворце или Тагаре.
Публикация «Конспект развлечения „Ангарские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию конспект совместного с родителями развлечения, проведённого ко Дню Мамы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ангарские посиделки.
Задачи:
обучающие:
познакомить с крестьянской избой - жилищем ангарцев,
учить адекватно вести себя в обществе взрослых и детей, в совместной со взрослыми игре;
применять полученные навыки общения в игровых ситуациях;
закрепить знания о предметах старинного ангарского быта
развивающие :
формировать умение участвовать в коллективном деле, расширять познание местного диалекта; развивать воображение, мышление, речь;
воспитательные:
сберегать и приумножать старинные ангарские бытовые, фольклорные обычаи и традиции;
продолжать прививать интерес и бережное отношение к наследию старины, к старинным вещам, народным традициям, обычаям, интерес к ангарскому фольклору;
воспитывать активность, внимание, ловкость, артистичность.
Формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на земле – маме и умение ценить материнскую заботу и любовь.
Оформление игровой комнаты.
Комната оформлена под горницу: печь; на полу - домотканые дорожки и ярко вывязанные круги; столы покрыты вышитыми и вывязанными скатёрками; на столах, лавках, сундуках - нитки, салфетки, ножницы, спицы, веретена, прялка и др. предметы для ручной работы, пришедшим на посиделки женщинам.
Вдоль стен – домашняя утварь (чугунки, ухваты, посуда, сундуки, прялка, веретено, коробицы, берестяные хлебницы, туески и пр.).
В горнице стоит кровать, покрытая лоскутным одеялом с кежемским узором, подушки с вышитыми наволочками.
На каждом столе – самовар со связками бубликов, пирог с ангарским хариусом, сибирские шаньги, пирожки с черёмухой, клюквенный и брусничный морс.
Пособия для игр.
Музыкальное сопровождение.
Аудиозаписи русских народных песен, ангарских напевов. Детские музыкальные инструменты (бубенцы, трещотки, деревянные ложки, погремушки, шумелки и др.).
Ведущая одета в вышитую рубаху. Прямой красный сарафан украшен бисером и аппликацией из атласной ткани, в тон ему – кокошник.
Ход развлечения.
Бабушка ангарка.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько ни было бы тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд.
Во всём мире есть особый праздник – это День мамы и отмечается он в разных странах в разные дни. Праздник этот – как благодарность мамам за их заботу и любовь. В последние дни осени в России отмечают День матери, низко кланяются материнскому труду, доброте, говорят огромное спасибо мамам за любовь и терпение.
Все опьянены и пленены сияньем ваших глаз!
С Днём матери сегодня я поздравляю вас!
А у ваших мам есть мамы? (Ответы детей).
Давайте сейчас мы с вами отправимся в прошлое и узнаем, как отдыхали мамы и бабушки ваших любимых мамочек. Идите, не сворачивая, по этим домотканым дорожкам и они приведут вас прямо в старинную ангарскую горницу.
Звучит тихая напевная мелодия. Родители вместе с детьми входят в горницу и рассаживаются на лавки, за столики, кому где удобно работать. (Принимаются за вышивание, вязание, прядут, делают морс и т. д. Дети помогают им или играют
с приготовленными атрибутами для игр).
Хозяйка:
Проходите, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рады вас видеть у нас в гостях, в нашей ангарской горнице. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу добры молодцы да красны девицы.
На завалинке, в светёлке, иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод!
И играли. Как! В горелки! В фанты! В кольца!
Да все игры хороши! Словом, эти посиделки
Были праздником души.
В старину,долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, картошка посажена, даже хариус из Ангары наловлен, собирался народ ангарский – «мокчёнский» в Кежме, Таёжном, Селенгино, Дворце, Тагаре, Кодинской Заимке на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, пряли корзины и объязательно пели любимые песни, частушки, рассказывали шутки – прибаутки. Так веселей было трудиться, быстрее, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась.
Издавна ведё тся: «Веселье и труд рядом живут». Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились у старших мудрости жизни. А где песня поётся, там и трудиться веселее. Запевай песню шуточную – прибауточную!
(Дети исполняют русскую народную песню).
Хозяйка:
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь говорят, что «с детства не научишься – всю жизнь намучишься».
(Игра «Смотай нитку в клубок». Выбираем трёх девочек).
Как музыка начинает играть, надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть – хватит вам и ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Хозяйка:
Посмотрим, как вы потрудились. Чей клубок больше да тяжелее?
А вы, ребятушки, что призадумались – закручинились?. Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось. И для вас у меня есть игра – забава. Надобно на уху рыбки из нашей реки Ангары наловить.
(Игра «Рыбаки»).
Что – то наши взрослые приуныли. Пора и вам поиграть, от работы отдохнуть.
А не организовать ли нам оркестр?
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запела гармошка.
Даже играют и бубен, и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку.
(Раздаёт музыкальные инструменты. Звучат ангарские напевы. Родители подыгрывают, подпевают. Игра «Шумовой оркестр»).
Хозяйка:
А теперь послушайте мою песню. Я буду петь прибаутки о разных животных. Когда,и только когда я назову тех, кто умеет летать, вы должны сказать:»Летят, летят!» - и поднять руки. Кто ошибётся – выбывает из игры. Попробуем?
Утки летят, над Ангарой кричат :
Кря –кря – в тёплые края!
(Хозяйка поднимает руки вверх, показывая, как летят утки «Летят, летят! – отвечают дети и поднимают руки).
Журавли летят, над Заимкой кричат:
Курлы – курлу, не догнать нас никому! («Летят, летят!»)
Над Селенгином пчёлы летят, бурчат – гудят:
-Жу – жу – жу, медову несём еду! («Летят, летят!»)
Поросята летят, полосатые визжат:
-Хрю – хрю – хрю, надоело нам в хлеву! (Дети молчат, рук не поднимают).
Синички летят, над Кодинском кричат:
Уже осень ушла, наступила зима! («Летят, летят!»).
Медведь летит, над Проспихином кричит:
Тайгу снегом замело, а в моём доме тепло). (Дети молчат).
Хозяйка:
Вижу, что вы сообразительные да смекалистые. Трудно вас столку сбить, перехитрить.
Думаю, что родители ваши не только на все руки мастера. Они ещё и петь – шутить могут. Послушаем частушки в их исполнении.
(Каждый из родителей поёт частушку про своего ребёнка.)
Хозяйка:
Молодцы, родители! Вижу, что умеете частушки петь. Объявляю театральную паузу.
(Родители разыгрывают две сценки на мокчёнском диалекте).
Про петуха.
Как то раз я собралась в отпуск и долго решала, кому оставить на догляд канарейку. Решила, что бабушке. Она охотно согласилась: «Таш – ши сваего петуха. Понастую, стало быть! Куды деваться?»
На следующий день я пришла попрощаться и проверить, как пережил ночь мой Кеша, оставленный у бабушки накануне. Бабуля мне с восторгом рассказала:
«Океша – ту хочь и капошный, а хитруш – ший змеюнец. Я ему давече в клетушку кольтя воды набуровила, он сразу давай в корыте своём плюскаться. Вот вить лешаков! Плюскался да плюскался, а опосля сел на кольцо, весь оширшавел. Видать, ознобился. Так и сидел,ош – шаульник, покуль не высох!»
Не угодила.
Как – то раз бабушки – ангарки сидели на скамейке возле подъезда и наблюдали за мамашами с детьми. Наконец какая – то старушка поинтересовалась у молодой мамы:
«Девчончишка – ту у тебя кака баска! И не уросит почти что! Как яё назвали?»
«Валерия» - улыбнулась женщина. Старушки тут же зашушукались: «Лешаковы каки – ту имена нынче челядятам дают. Как эсь неправославны! Нет, чтобы Тантя али Мантя назвать. Ой, край! Молодятник – ту севогоды быдто одичал!»
Хозяйка:
А теперь, эй, дружок, все в кружок!
Становись на танец!
(Исполняется танец «Как по улице, да по Кежемской»).
Хозяйка:
Следующая пауза – интеллектуальная, для взрослых. Прошу вас перевести с ангарского диалекта на русский язык слова:
Мохнатка
(Рукавица из собачьей шкуры шерстью наверх).
Морда
(Рыболовная снасть из прутьев,
Мигушка
(Керосиновая лампа без стекла).
Личинка
(Волосяная сетка, надеваемая на лицо от овода, мошки).
Лабуты
(Неуклюжая, грубая обувь).
Крохаль
(Утка).
Косоплётка
(Лента, вплетённая в косу).
Коробица
(Большая берестяная коробка, обычно для муки).
Кокольды
(Рукавицы с разрезами на запьястьях, чтобы они, снятые, висели на руках).
Ичичи
(Бродни, мягкие самодельные сапоги).
Биток
(Берестяной кузов с ручкой в виде глубокого совка, им бьют ягоду – голубику, чернику).
Хозяйка:
Молодцы! Справились с заданием!
Доброй славой пользовались в народе умельцы. Про человека, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А сейчас полюбуемся нашим трудом, нашими поделками. Свои изделия давайте выложим на общий стол. А
вязаные вещи можно разложить на нашей кровати.
(Дети и взрослые рассматривают поделки, любуются ими).
Хозяйка:
Сколько чудесных, замечательных, красивых вещей сумели сделать наши мамы! Настоящие мастерицы! А какая ещё она, ваша мама?
(Словесная игра «Подбери слово»). Добрая, родная, нежная, ласковая, милая, заботливая, трудолюбивая, рукодельная, молодая, любимая, умная, весёлая, красивая).
Есть в нашем мире слово вечное,
Короткое, но самое сердечное.
Оно прекрасное и доброе,
Оно простое и удобное,
Оно душевное, любимое,
Ни с чем на свете не сравнимое:
МАМА!
С праздником, вас, дорогие мамы!
А наша встреча подошла к концу. Наша горница всегда открыта для вас.
До новых встреч!