Колмагорова Светлана
Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровье – это богатство, поэтому его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.
Цель физкультурно – оздоровительной работы с детьми
– охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста.
Задачи:
• Создать условия для реализации потребности детей раннего возраста в двигательной активности.
Публикация «Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
• Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки у ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
• Сохранять физическое и психическое здоровья
Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются анатомо-физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Известно, что каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной системы, внутренних органов, а также уровень развития общей моторики.
Соотношение роста и веса.
Вес двухлетнего ребенка составляет обычно 1/5 часть веса взрослого.
К 2,5 годам дети весят в 4 раза больше, чем при
рождении. Далее вес стабилизируется и
увеличивается медленнее. К 2,5 – 3 годам пропорции тела становятся похожими на пропорции тела взрослого.
Мозг к концу второго года весит 4/5 веса мозга взрослого человека, и
в 3 года он является наиболее развитой частью детского организма.
Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Пример, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т. п); а так же связанные с длительным пассивным ожиданием.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т. к. на 2-ом году и частично на 3-ем году жизни она уплащена. Очень полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
.Значительным приобретением ребенка
раннего возраста является овладение прямой походкой.
Очень скоро после первых робких шагов начинает формироваться
способность к гармоничным прямолинейным движениям. На
втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе
препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление
вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния. У детей появляется способность к бегу, перешагиванию через
предметы, самостоятельному подъему по лестнице. На третьем
году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте.
На третьем году жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, растет; развивается нервная система, совершенствуется моторика.
Движения ребенка еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренные, направления их случайны. Однако в этом возрасте появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом движения. Действуя по подражанию, ребенок придерживается точно заданной формы движения.
К концу года движения приобретают размеренный ритмичный характер и выполняются с большой свободой и легкостью. Это поддерживает положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности.
В физкультурно- оздоровительной работе с детьми выделяют несколько форм
Утренняя гимнастика
Важной частью режима двигательной активности является утренняя гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. Зарядка воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Пальчиковая гимнастика
Также для оздоровительной работы мы проводим пальчиковую гимнастику.
Она способствует развитию речи, творческой деятельности. вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дыхательная гимнастика
Используется при проведении утренней и оздоровительной гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми.
Для дыхательной гимнастики используем листочки и снежинки на ниточке, мыльные пузыри, карандаши и трубочки
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма
Физкультурные занятия
Основной формой физического воспитания детей являются физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.
При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, ребенок смелее и в то же время спокойнее двигается на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.
Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику: основное здесь — подражание. Однако оно изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение. Дети еще не способны придерживаться точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память помогает им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия.
. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. Однако систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их будут содействовать расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.
Физкультминутки
На каждом занятии с детьми проводим физкультминутки, Они помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Гимнастика после дневного сна
Оздоровительный комплекс после дневного сна: гимнастика пробуждения, самомассаж стоп, кистей рук, ходьба по массажной дорожке, воздушно-водные процедуры проводится ежедневно.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус, сохранить и укрепить здоровье детей. Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности.
Гимнастика после дневного сна укрепляет опорно-двигательный аппарат; совершенствует и развивает координацию движений; повышает жизненный тонус; укрепляет иммунитет; тренирует терморегуляционный аппарат.
Прогулка и подвижные игры
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным з аболеваниям.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность.
Детям двух-трех лет необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям. Эта задача также решается с помощью подвижных игр.
Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений
Большое значение для развития движений имеют специально организуемые подвижные игры с правилами. В этих играх дети подчиняют свои движения разнообразным внешним сигналам, например изменяют темп движений в зависимости от изменения музыки, направление или характер движения по слову (остановиться, перейти от ходьбы к бегу и др.). Необходимо постепенно усложнять содержание и правила таких игр.
Ценность подвижных игр заключается и в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение играть совместно, согласовывать свои движения с движениями других
Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность
Заключение
Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, — движения приобретают новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому учет его индивидуального своеобразия и возможностей необходим для правильного руководства формированием движений.
Спасибо за внимание!