Надежда Кубарева
Анамалистический жанр в работе с детьми в логопедической подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми по творческому рассказыванию, я использую соединение различных форм взаимодействия искусства. Это виды художественно-творческой деятельности; конструирование, аппликация, рисование. Из них нетрадиционные: кляксография, оригами, вырезание по контуру.
Полина вместе с мамой придумала следующий рассказ по своей работе "Принцесса и фея гуляют на поляне" : "Подружились принцесса София и фея Эмили. Как-то раз они вышли гулять, принцесса со своей кошечкой, а фея с попугаем.
Публикация «Анамалистический жанр в работе с детьми в логопедической подготовительной группе» размещена в разделах
-Какая красивая бабочка,-сказала принцесса,-я её себе возьму.
А фея говорит:
-Давай просто полюбуемся природой, посмотри как красиво: цветы, фиалки, тюльпаны, бабочки, птички летают. Сегодня очень хорошая погода.
Принцесса согласилась с феей, и они просто гуляли на поляне, любовались красотой природы. "
Каждый вид деятельности решает свою задачу. Одним из видов искусства является анималистический жанр - в него входит : книжная графика, иллюстрации к рассказам, обложки, скульптуры животных. В этом виде жанра у детей формируется умение рассматривать иллюстрации. Дети учатся определить такие средства выразительности, как олицетворение животных, их повадки. Характер: лиса - хитрая, котёнок - игривый, заяц - трусливый.
У Артема получился следующий рассказ"Друзья" :"Жил тигр, его звали Тгруля. Шел он, шел и увидел гномика на поляне, там было очень -очень красиво. А панда тоже там был,его звали Том, а гномика звали ТОд. ОНи все познакомились и пошли гулять на другую поляну. Они устроили там пикник, им было весело. Когда они пошли обратно домой, панда нечаянно потерял шапку и друзья стали её искать. Тигруля подумал, что шапку наверно забыли на поляне, они вернулись на полянку и нашли её. С тех пор они стали друзьями. "
Дети учатся обладать диалоговым и монологовым искусством. В него входят различные виды рассказывания: это ассоциативные зарисовки. Описательные рассказы, диалоги взрослого и ребёнка (вопросы и ответы) и монолог ребёнка.
В творческом рассказывании используются формы искусства; средства выразительности языка:
1 жанр (сказка, рассказ)
2 сюжет
3 композиция
4 язык.
В рассказах дети использовали два вида жанра – это сказка и рассказ.
Сюжеты – система взаимоотношений, противоречий, конфликт, дружба.
(Колдун, принц, принцесса. Крокодилы, тигрёнок, попугай. Ёжик и мышонок).
Элементы сюжета:
1 экспозиция – вводная обстановка или расстановка действующих лиц
2 наметить конфликт – действие между героями, взаимоотношение (ёжик и мышонок)
3 развязка – конец, разрешение конфликта.
Загадывала, читала стихи о мышонке, о ёжика, о снеге.
Во время работы была использована коллективная форма рассказа.
И практический метод – вырезание, составление композиции.
В индивидуальной работе применяла эвристический (частично - поисковый) метод – дети выбирали то, что они могут вырезать, и то, что им понравилось. Исследовательский метод – подбор иллюстраций, фона оттенки.
Метод проблемного изложения – составить, придумать рассказ по готовой композиции.
И подключила к творческой деятельности родителей.
В процессе такой работы у детей формируются внимание, мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, развивается речь, память.
Закрепление знаний о видах искусства – графика, иллюстрации. Его средства, настроение, колорит, подбор фона, контраст настроения.
Вплетая все виды деятельности, выполняются 4 блока программных задач:
1 блок
Содержательный – умение понимать, что изобразил, что хотел рассказать.
2 блок
Изобразительно - выразительный – раскрываем содержание изображения.
3 блок
Эмоциональный – дети учатся давать эстетическую оценку произведений.
Отвечают на вопросы:
Что понравилось?
Чем заинтересовала работа?
Какое настроение вызвала эта работа?
Отношение самого ребёнка к замыслу?
4 блок
Воспитательный – формируются нравственные и эстетические качества, развивается познавательный интерес. Формируем коммуникативные качества.
Включение в творческую деятельность родителей.
Какие возникли трудности?
Детям трудно вырезать по контуру, у них слабая моторика рук, не развит глазомер, нарушена координация движений, очень трудно подобрать бумагу по цвету, подбор оттенков.
Воспитатель в работе с детьми активизировала речь, использовала сказки, стихи. Загадки, использовала приёмы рассказов – ассоциаций.
Мы решали такие задачи, как подбирать цвет, неповторимость образа, нахождение своего способа композиции, индивидуальность композиции. У детей получилась оригинальность композиций, индивидуальная манера исполнения.
Использовались практические умения, позволяющие дошкольнику создавать художественный образ, положительные эмоции.
У детей формируется наблюдательность в поведении людей, животных, придумывание сюжета, самооценка, суждение, активность речи включена в восприятие.
Дети сравнивают жанры, учатся моделировать в сознании художественный образ.
Вова очень любит мотоциклы, машины, двигатели, поэтому у него получился вот такой рассказ "Летом на прогулке" : "Однажды летом мальчик захотел погулять. Он с собой взял робота и поехал на машине. Видит- лежит кинжал, он вышел из машины, взял маску, кинжал и поехал дальше. Но вдруг у него что-то сломалось. Он решил посмотреть в капоте, а у него аккумулятор сел. Он заменил его и машина заработала. Мальчик поехал дальше. "
Во время проведения этой работы, я провела диагностику развития эстетический способностей ребёнка.
1 уровень – узнавание, восприятие.
2 уровень – действие по образцу, исполнительство.
3 уровень – продуктивный, творческий.
Следует не забывать, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми.
Конспект и работы детей подготовлен воспитателем высшей квалификационной категории Зиновьевой Мариной Николаевной, МДОУ д/с № 15 "Малютка"