Кравченко Надежда
Анализ возможностей применения ИКТ в работе педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ возможностей применения ИКТ в работе педагога ДОУ
На данный момент информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) находятся на стадии развития, свое распространение они получили во
всех сферах профессиональной деятельности, в том числе в деятельности
педагогов[5, c. 254-258].
Педагогическая деятельность связанна не только с образовательным и
Публикация «Анализ возможностей применения ИКТ в работе педагога ДОУ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
воспитательным процессом, хотя он, несомненно, имеет главенствующую роль,
в процессе работы педагоги решают задачи по организации методической
работы, взаимодействия с родителями, ведения обширного документооборота
(рисунок 1). В решение всех этих задач можно внедрить систему ИКТ, которая
поможет организовать работу с большей эффективностью и меньшими
временными затратами.
К ИКТ относят ряд технических средств, позволяющих организовать
работу с информацией в цифровом виде. К ИКТ относят[1, c. 55-58] :
интерактивную доску;
мультимедийную установку;
персональный компьютер;
принтер, или МФУ;
фотоаппарат, или видеокамеру;
телевизор.
Рассмотрим все области применения подробней. Организация
нравственного воспитания является трудоемким процессом, требующим
применение различных методик. Особенно сложным является привитие верных нравственных ценностей. Большая часть педагогов в данной работе используют следующие методики[2, c. 10] :
мотивирующая беседа;
воспитывающие ситуации;
чтение художественной литературы;
поощрение.
В организации нравственного воспитания возможно эффективное
применение ИКТ в различных формах. Примером является работа по
демонстрации интерактивных презентаций с верными нравственными
ориентирами «Правила поведения в детском саду», «Как вести себя со
старшими», «Бабушки и дедушки наша опора», «Домашние животные наши
друзья». Интерактивные презентации помогают не только увидеть правила
поведения, но и почувствовать себя непосредственными участниками
разбираемой ситуации. В процессе разбора правил поведения в детском саду, в интерактивной форме можно продемонстрировать опасности неверного
поведения, важность взаимопомощи, важность создания дружественной
атмосферы. В рассказ о поведение со старшими можно включить элементы
интерактивной игры с помощью в различных ситуациях, а в процессе изучения
основ взаимодействия с домашними животными интерактивную игру,
обучающую правилам ухода за различными домашними питомцами.
Процесс нравственного воспитания можно организовывать с
демонстрацией образовательных видеороликов по таким направлениям как
«Природа родного края», «Как помочь в опасных ситуациях», «Дети во время
ВОВ».
Применение ИКТ во время непосредственно образовательной
деятельности возможно на всех этапах[5, c. 254-258].
Мотивационный этап непосредственно образовательной деятельности
предполагает работу по настройке учащихся на образовательный процесс. На
данном этапе можно использовать возможности интерактивных персонажей как из интерактивных игр, так и из мультфильмов для обеспечения познавательного интереса к проблемной теме. В качестве мотивации можно показать отрывок из эксперимента, который потом должны будут повторить дети на содержательном этапе.
Содержательный этап подразумевает получение знаний по направлениям
образовательной деятельности. Возможности применения ИКТ в рамках
данного этапа безграничны. Рассмотрим некоторые примеры. В рамках
развития речи учащихся возможно использование анимированных картинок.
Учащиеся могут описать действия, происходящие в анимации, что позволит им
расширить словарный запас значительно эффективней, чем описание статичных объектов с традиционных напечатанных картинок[3, c. 148-160].
Ознакомление с окружающим миром возможно через проведение
экспериментальной работы, или работы по наблюдению за объектами. В рамках экспериментальной работы не всегда возможно проведение запланированных экспериментов ввиду отсутствия оборудования, или длительности непосредственно эксперимента. Применение интерактивных лабораторий, с готовыми опытами, позволит решить эту проблему. В качестве экспериментов для дошкольников можно предложить наблюдение за ростом растений, которое в вириальных лабораториях реализовано в ускоренном варианте. Также возможна демонстрация перемены времен года, изменений погоды во время одного сезона. Использование интерактивных лабораторий позволит увеличить наглядность учебного процесса.
В рамках ознакомления с окружающим миром можно провести
демонстрацию видеороликов по теме проводимого занятия. Видеоролики
позволят увеличить заинтересованность детей изучаемой темой.
Художественно-эстетическое развитие также возможно через применение
ИКТ. На занятиях по рисованию можно использовать видео и анимации с
пошаговым процессом создания рисунка, это позволит познакомить
дошкольников с различными техниками рисования объектов, покажет
возможности смешивания красок для создания интересующего цвета.
Использование интерактивных презентация, перед проведением занятия
по рисованию, познакомит учащихся с различными техниками живописи,
работами великих художников, которые работали в различных техниках.
Работу по взаимодействию с родителями можно организовать через
применение различных информационно-коммуникационных технологий. В
процессе работы можно узнать мнение родителей по различным вопросам, или провести опрос перед проведением проекта через возможность Googlе форм.
Проведение выставок работ воспитанников также возможно через
возможности Googlе блог. Для информирования о планируемых мероприятиях,
консультационного взаимодействия с родителями, можно использовать
возможности сайтов педагогов, которые можно создать при помощи
конструкторов, или в открытых социальных сетях для педагогов (1 сентября,
педсовет, maam.ru).
Методическая работа педагогов ДОУ подразумевает применение ИКТ на
различных этапах. При подготовке к педагогическому совету рекомендуется
увеличить наглядность представляемого доклада через дополнение его
презентацией с тезисами к освещаемой теме. Для передачи педагогического
опыта можно использовать видео с демонстрацией опыта, или фото материалы по раскрываемой теме[4].
Для проведения обучения можно использовать вебинары, реализуемые
передовыми сотрудниками как данной образовательной организации, так и
педагогами наставниками из других организации муниципального образования
и края, что позволит организовать передачу теоретического и практического
опыта без личного контакта, что особенно актуально в нынешней
эпидемиологической обстановке.
Ведение документооборота в ДОУ, на данном этапе, организованно с
применением ИКТ по всем направлениям. Процесс планирования и создания
отчетности происходит с применением программного комплекса
MicrosoftOffice. Создание планов в ДОУ происходит с применением
возможностей текстового редактора, при создании отчетности, для наглядности, применяются возможности презентаций.
Проведенный в рамках статьи анализ позволяет отметить важность и
эффективность применения ИКТ работе педагога ДОУ. Информационно-
коммуникационные технологии являются помощником педагога и позволяют
увеличить наглядность материалов по все рассматриваемым направлениям.
Список использованной литературы
1. Даниленко Л. И. Роль информационно-коммуникационного
образовательного пространства институтов последипломного педагогического
образования в развитии профессиональной компетентности учителей биологии/
Л. И. Даниленко. // Вектор науки Тольяттинского государственного
университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16). С. 55-58.
2. Завьялов А. Н. Формирование информационной компетентности
студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего
профессионального образования) : автореф. дисс. на соискание учен. степени
канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / А. Н. Завьялов. Тюмень, 2005. 10 с.
3. Мылова И. Б. Информационно-технологическая компетентность
воспитаеля как результат профессиональной подготовки / И. Б. Мылова //
Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 17. С. 148 - 160.
4. Нормы ЮНЕСКО по компетентности учителей в использовании ИКТ.
Руководящие принципы (UNESCO s ICT Competency Standards for Teachers. The Standards (RU)/ [пер. с англ. ]. // ЮНЕСКО. 2008. URL : https://cst.unescoci.org/sites/projects/cst/The%20Standards%20RU/Forms/AllItems.aspx
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное
пособие. – М. : Народное образование, 1998. – C. 254-258