Светлана Савенкова
Анализ творческой деятельности по теме самообразования «Технология формирования единого педагогического пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Обновление содержания образования в настоящее время требует от воспитателя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей.
Публикация «Анализ творческой деятельности по теме самообразования „Технология формирования единого педагогического пространства“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Одной из важных форм методической работы является работа над темой по самообразованию. Проблема преодоления формального подхода в осуществлении этого направления деятельности, который существовал в течение длительного времени, постепенно решается через системно-деятельностный подход к работе над темой, который предполагает планирование и осуществление взаимосвязи всех мер, направленных на внедрение методической темы в практику деятельности воспитателей, и активное взаимодействие всех участников процесса.
В 2010 – 2011 учебном году мною взята новая тема для самообразования:
«Технология формирования единого педагогического пространства».
Изучение данной темы проходило с 2010 – 2013 год (в 3 этапа)
1 этап – Теоретический - 2010-2011 год
- Комплектование теоретического
материала; Диагностика ; Подборка литературы; Изучение опыта коллег; (Приложение №1)
2 этап – Функционально-деятельный (внедрение в практику) 2011-2012 год - Совершенствование учебно-воспитательного процесса; Взаимопосещение занятий и уроков в начальных классах; Оформление методического материала; Открытые занятия ; Отслеживание промежуточных результатов; (Приложение №2)
3 этап – Обобщение опыта - 2012-2013 уч. год - Обновление содержания образования; Подведение итогов работы; Выступление из опыта работы; Творческий отчет воспитателя; (Приложение №3)
Актуальность темы: Изучение этой темы было направлено на формирование единого педагогического пространства - обучения и воспитание детей, качества образования детей и педагогического мастерства воспитателей.
Предметом исследования - является процесс формирования определенных знаний и умений детей, повышение уровня воспитанности детей в ходе организации и проведения специальной работы.
Цель работы - формирование единого педагогического пространства, как основное условие успешного воспитания и обучения;
Основные задачи -
• работать по распространению передового педагогического опыта;
• продолжить совершенствование занятий, повышение их эффективности, через игру
• работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на диагностической основе;
• Приведение в систему работы с воспитанниками, имеющими повышенные интеллектуальные способности;
В своей работе по самообразованию выделила направления и формы реализации темы, составила
план по самообразованию:
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Обзор в Интернете информации по образовательным областям;
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий и уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение и внедрение новых технологий;
- Общение с коллегами в, детских садах, школе, районе, городе и в Интернете;
- Работа с родителями;
- Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- Доклады, выступления;
- Отчёт по проделанной работе;
В начале изучения данной темы провела у детей диагностику ЗУН. Результаты были низкие.
Поэтому вся работа позволила мне обратить особое внимание на проведение занятий и воспитательных мероприятий с интересом для детей, подойти и заинтересовать каждого индивидуально.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволила сделать интересным и увлекательным не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательным областям.
Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объём информации. Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения.
Так за 2010 – 2013 учебный год дала 7открытых занятий:
• Интегрированное занятие в ст. подготовительной группе по ознакомлению с худ. лит. и развитием речи «Сказки от Любавы» занятие проходило в форме театрализованной деятельности, на нем учили выразительности речи детей, умение вести диалог, приобщение детей к духовным ценностям.
• Занятие по ПДД в смешанной группе. Занятие проходила в форме настольного театра, где дети учились не нарушать ПДД, закрепляли знания о знаках дорожного движения, о светофоре и его сигналах.
• Математическое путешествие по сказке «Золушка» Проходило занятие в форме- путешествие, где дети производили арифметические действия в пределах 10, сравнивали числа расставляя знаки больше, меньше и равно, развивали лог. мышление, воображение.
• Интегрированное занятие по ФЭМП и конструированию в старшей. подготовительной группе на тему:»Стоит в поле теремок, он не низок не высок»Занятие проходило в форме -игры и путешествия по сказкам. На нем дети закрепляли количественный и порядковый счет в пределах 6 и 10, конструировали домики, способствовали формированию более глубоких и четких представлений о числах, геометрических фигурах.
• Интегрированное занятие в ст. под. гр. по экологии и рисованию на тему: «Птицы» Занятие проходило в форме беседы, на котором обобщили знания детей о птицах, учили строить высказывания типа рассуждений, закрепили представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий.
• Интегрированное занятие по озн. с окр. миром, развитие речи и рисование в ст. под. группе на тему: «В гости к Зимушке» Занятие проходило в форме – путешествия и беседы, на котором уточнялись знания детей о признаках зимних явлений природы, названий зимних месяцев. Обогащался словарный запас с помощью прилагательных, глаголов, отрабатывалась артикуляция с помощью артикуляционных упражнений, совершенствовалось умение рисовать гуашью.
• Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей подготовительной группе на тему: «В гостях у весенних месяцев» Занятие проходило в форме игровых заданий. Где дети закрепляли знания числового ряда в пределах 10, умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, закрепляли знания весенних месяцев и их отличительные признаки, развивали графические навыки.
В начале каждой новой темы проекта для меня важно заинтересовать детей на ее изучение. Добиваюсь этого различными способами. Это могут быть интересные исторические сведения, беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы и многое другое. В рамках занятий осуществляла индивидуальный, дифференцированный подход.
Проводя диагностику качества ЗУН по всем занятиям за все три года мы видим, что на начало уч. года у детей смешанной группы в 2010-2011 уч. г. результаты были 50% на конец уч. года - 72%, в 2011-2012уч. г. на нач. было53%, на конец-68%. В 2012-2013г. на начало было72%, на конец уч. года -94% Качество ЗУН у детей с каждым годом повышается
При проведении воспитательных мероприятий преследовались следующие цели:
• Через занимательные задания содействовать понятию интереса детей; расширению кругозора
•Научить применять знания в нестандартной ситуации.
•Развивать инициативу детей, находчивость и смекалку.
• Повысить общий кругозор ребят.
Провела ряд воспитательных мероприятий.
Все воспитательные мероприятия вызвали большой интерес у детей и родителей, активность детей была высокая.
В 2011году получила сертификат за участие в районном заочном конкурсе родительских уголков «Сохраняем здоровье детей». Также в 2011году была награждена дипломом занявшая 2место в районном конкурсе среди ДОУ: «Лучшая организация и содержание речевой среды в ДОУ».Участвовала в выставке «Урожай осени», «Творческая мастерская», «Новогодняя игрушка» и т. д. Отправляла через интернет в Москву своё разработанное занятие на конкурс «Мой лучший урок» где вышла в финал конкурса.
В 2012г. прошла курсы по повышению квалификации на тему:»Инновационные процессы в образовании» в объеме 72ч.
Делилась своими наработками по данной теме, выступала на заседании МО учителей нач. классов и воспитателей, на педчасах, на педсовете :
- Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы;
- Построение развивающей среды в ДОУ;
- Формирование школьной мотивации будущих первоклассников;
- Кто он проблемный ребенок, как с ним быть?
- Новые технологии в детском саду;
- Как учить ребенка думать?
-Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе;
-Изо деятельность в разновозрастной группе и т. д.
Также проводила семинар –практикум, викторины и пед. игры для педагогов и родителей:
- «Хорошая речь слаще меда»;
- «Повышение экологической компетенции педагогов»
- Экологический калейдоскоп;
- Педагогическое мастерство воспитателя;
- Государственные символы России и т. д.
С родителями были проведены консультации, родительские собрания, памятки, анкетирование, беседы, папки-раскладушки по темам:
-Учимся слышать слова и звуки;
- рекомендации по речевому развитию ребенка;
-витамины круглый год;
-воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности;
-в каждой семье свои традиции;
- подготовка детей к школе;
- памятки по ПДД, занимаемся с ребенком дома, по черезвыч. ситуациям, поиграй со мной и т. д.
С детьми изготавливали дид игры: «Ромашка», «Какой, какая, какое»,
Прятки», «Какая буква выглянула в окошко, «Мнемотаблицы», «Собери птиц» и т. д.
Оформили альбом загадок по сказкам, игровые зоны, макет «Зимушка- Зима» и т. д.
Работая над темой самообразования «Формирование единого педагогического пространства» сделала вывод, что тема очень обширная, чтобы все области затронуть, поэтому я пришла к выводу, что свою тему на новый учебный 2013-2014год надо взять более узкую, и оперируя качествами ЗУН у детей в течении всех этих трёх лет проблемная тема состоит в развитие речи у всех возрастных групп, из этого следует, что моя новая тема по самообразованию :
«Мнемотехника, как прием обучения связной речи».