Юлия Муковнина
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год по организации работы с детьми с ОНР в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Муковниной Юлии Александровны
Целью моей работы в 2012 - 2013 учебном году была организация работы с детьми ОНР в условиях реализации ФГТ.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Повысить уровень собственной педагогической компетентности посредством освоения и внедрения федеральных государственных требований с структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения.
2. Ввести в практику работу по автоматизации звуков с использованием программы "Видимая речь".
Публикация «Анализ работы учителя-логопеда за учебный год по организации работы с детьми с ОНР в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3. Ввести в практику коррекционно - развивающего процесса использование компьютерных презентаций.
Реализация цели и задач осуществлялась по таким направлениям, как:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно - развивающая работа;
3. Консультативная работа;
4. Просветительская;
5. Организационно - методическая работа;
6. Экспертная работа.
В структуру блока диагностической работы входило мониторинговое обследование детей с учетом особенностей развития каждого ребенка и изучение медицинской документации. Это помогло мне в построении системы работы по преодолению речевых нарушений у детей.
Коррекционно - развивающая работа с детьми, рекомендованная программой Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Филичевой Т. Б., Чиркиной Т. В. была выполнена в полном объеме. Занятия с детьми проводились в системе:
- фронтальные занятия - 2 раза в неделю;
- индивидуальные занятия - ежедневно.
В работе с детьми я использовала программно - аппаратный комплекс Т. К. Королевской «Видимая Речь», который позволяет «подстроить» техническое средство обучения под психологические особенности и речевые возможности конкретного ребенка. Приоритетным направлением реализации программы является совершенствование системы компьютеризации образовательного процесса. Реализация программы выстраивалась в систему коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Индивидуализация коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка. Это значительно ускорило постановку звуков и их автоматизацию.
Ввела в практику использование компьютерных презентаций через проектор, что значительно улучшило восприятие информации детьми. На индивидуальных занятиях использую уроки Киррила и Мефодия «Обучение грамоте» - это увлекательная анимированная игра, которая помогает ребёнку познакомиться с буквами русского алфавита, учит детей быстро их распознавать и узнавать, кроме того применяю в работе компьютерные игры типа «Баба Яга учится читать». В этой игре можно вспоминают буквы алфавита при помощи веселых стишков из "букварика" или составляют слоги из букв в "слогарике". Везде ребенка ждут небольшие сюрпризы. При этом все задания небольшие, поэтому 5-10 минут вполне хватит на решение одной задачки. После прохождения всех мини-игр ребёнку баба-Яга споет частушки и подарит грамоту, которую можно распечатать на принтере.
В этом учебном году мною значительно пополнена материальная база логопедического кабинета: картинный материал по лексико - грамматическим темам; предметно - развивающая среда новым игровым и дидактическим материалом по обучению грамоте и развитию фонематического слуха; игры по формированию грам. строя речи; компьютерные презентации соответствуют лексическим темам. Изготовлены карточки для автоматизации поставленных звуков речи. Были приобретены диски с компьютерными логопедическими играми по обучению грамоте. Пополнен кабинет методической литературой.
Консультативная и просветительская работа проводилась через такие формы, как: индивидуальные и подгрупповые консультации с педагогами и родителями; информационные материалы через родительские уголки, родительские собрания и размещение методических рекомендаций на сайте детского сада. Родители многократно посещали индивидуальные занятия, для знакомства с приёмами по закреплению правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своего ребёнка, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. С целью осуществления взаимодействия между логопедом и педагогами логопедической группы и высокой эффективности коррекционной работы в рамках реализации ФГТ были внесены изменения в календарно - тематическое планирование образовательной области «Коммуникация».
Запланированные мероприятия организационно - методического направления были выполнены. Они включали в себя: разработку индивидуальных планов коррекционной работы с учетом результатов обследования; корректировку календарно - тематического планирования с учётом ФГТ; участие в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок»; проведение открытого занятия с применением Электронных Образовательных Ресурсов по формированию лексико - грамматического строя речи «Дикие животные зимой», в поселковом МО для учителей - логопедов; и занятие для студентов Беловского педагогического колледжа составление рассказа по серии картин «Встреча с воробьём. Звуки и буквы А О У И».
Все это повышает мой уровень педагогического мастерства. Внедрение в логопедическую практику инновационных методов и приёмов, компьютерных средств обучения позволяют мне добиваться положительной динамики в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Таким образом, коррекционно - развивающая работа по развитию речи детей в старшей группе дала следующие результаты:
Начало года Конец года
Звукопроизношение
0,7 2,3
Фонематический слух
0,9 2,3
Лексико - грамматический строй речи
0,7 2,7
Связная речь
0,9 2
В целом, все показатели приближенны к высокому уровню развитию речи. Это свидетельствует о правильно подобранных мною методов и приемов коррекционного воздействия.
Экспертное направление предусматривает участие в работе психолого - педагогических консилиумов и работу с детьми раннего возраста требующих особого внимания. На основе диагностики детей раннего возраста я определяла речевое заключение, давала рекомендации родителям и педагогам.
Выводы: поставленная цель была достигнута, задачи решены.
По итогам диагностики на конец года, я увидела, что недостаточно хорошо развита у детей связная речь. В целях улучшения организации педагогического процесса я планирую совершенствовать формы, методы и приёмы организации детей на занятиях и в свободное время; совершенствовать свои навыки и умения, пополнять свои знания, путём изучения дополнительных программ по развитию речи, знакомиться с новинками журнала «Дошкольное воспитание».