Олеся Серёжина
Анализ работы подготовительной группы за 2 полугодие
2017–2018 учебный год
1. Информационная справка.
Подготовительная группа находится на 2 этаже здания ДОУ.
В группе по списку 29 детей. Итого в группе 13 девочек и 16 мальчиков.
Возраст: 6-7 лет.
Обеспечение группы :
Публикация «Анализ работы подготовительной группы за 2 полугодие» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивающая предметно - пространственная среда организована с учетом требований ФГОС, в которой наблюдается свободное сотрудничество взрослого и ребенка в различных видах деятельности: «Центр игры», «Центр дежурства», «Центр физического развития», «Театральный центр», «Музыкальный центр», «Центр творчества», «Центр Познания», «Центр природы» (Природный календарь, «Центр экспериментирования», «Центр развития речи» («Звукобуковка», «Центр строительства», «Центр безопасности», «Центр Патриотического воспитания»;
УМК:
1 Примерное комплексно-тематическое планирование к программе
«От рождения до школы» М. :Мозаика-Синтез, 2016г
2 «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» М. :Мозаика-Синтез, 2016г
3 «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова М. :Мозаика-Синтез, 2016г
4 «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л. Ю. Павлова М. :Мозаика-Синтез, 2016г
5 «Социально - нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)» Р. С. Буре М. :Мозаика-Синтез, 2016г.
6 «Этические беседы с детьми» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник М. :Мозаика-Синтез, 2016г
7 «Трудовое воспитание в детском саду» Л. В. Куцакова М. :Мозаика-Синтез, 2016г
8 «Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая М. :Мозаика-Синтез, 2016г
9 «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения» Т. Ф. Саулина М. :Мозаика-Синтез, 2016г
10 «Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса М. :Мозаика-Синтез, 2016г
11 «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов М. :Мозаика-Синтез, 2016г
12 «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина М. :Мозаика-Синтез, 2016г
13 «Формирование элементарных математических представлений» И. А. Помараева, В. А. Позина М. :Мозаика-Синтез, 2016г
14 «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова М. :Мозаика-Синтез, 2016г
15 «Развитие речи детей 5-7 лет» О. С. Ушакова ООО ТЦ Сфера, 2014 г
Цель методической работы – обеспечение качества образования, модернизация воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Совершенствование педагогического мастерства.
2. Развитие профессиональной компетентности.
В педагогической деятельности реализуется основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Есаульский детский сад» разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Цели программы:
• Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
• Формирование основ художественно-эстетической культуры ребёнка посредством использования культурной творческой среды Березовского района, как образовательного ресурса.
ОПДО МБДОУ разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
В педагогической практике учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. Применяем личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей.
Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе с первой младшей группы. Педагогический процесс в течение полугода был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась НОД в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. В режимных моментах осуществляли формы планирования воспитательно-образовательной работы : перспективное и календарное планирование.
В течение полугодия строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Направления работы :
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с коллегами;
Согласно комплексно-тематическому планированию организованной образовательной деятельности ДОУ были проведены мероприятия: проект «Защитники Отечества», спортивное мероприятие «Буду в Армии служить», проект «Широкая масленица» «Праздник для мам», проект «Символика нашей семьи», выставка рисунков ко Дню Победы, акция «Дари Добро», «В мире животных», шашечный турнир на уровне МБДОУ, участие в спартакиаде среди ДОУ Берёзовского района (4 воспит., спортивное мероприятие на уровне МБДОУ «Олимпиада-2018», участие в едином методическом дне в рамках межмуниципального взаимодействия «Профессиональное и личностное развитие самих педагогов», участие в вернисаже «Дорогою Добра», участие в семинаре-совещании с темой «Проект по благоустройству территории ДОУ», участие в Миксоновских чтениях с представлением дидактического пособия по развитию речи «Звукобуковка», огород на окне, создание книги о богатырях, участие в акции «Письмо в Космос», участие в творческом конкурсе «Весенняя капель», проект «До свидания, детский сад!», выпускной «Стиляги-2018»
Сотрудничество с родителями:
1) На уровне детского сада:
-участники в конкурсе рисунков «Мамочка моя»;
-участники в проектах «Защитники Отечества», «Широкая масленица», «Символика нашей семьи», «Аллея Памяти», «До свидания, детский сад!»;
-участники в с/м «Буду в Армии служить», «Олимпиада-2018»;
- участие в субботнике «Дари добро»;
- участники конкурсов поделок;
2) На районном уровне:
- участие в спортивном мероприятии «Спецназ Юниор»(Маганск);
-участие в творческом конкурсе «Весенняя капель».
3) На уровне России:
-участники конкурса «Письмо в Космос»;
-участие во всероссийском конкурсе, 1 место в номинации «Весенняя капель» (конспект занятия в подготовительной группе «8 Марта-День прекрасный»);
- всероссийский конкурс рисунков на тему «Пусть всегда будет мама»;
- участие во всероссийском конкурсе лучший проект «Веселись народ! Широкая Масленица идёт» (1 место);
- участие во всероссийском конкурсе, 1 место в номинации «Лучший мастер класс» (изготовление открытки-цыплёнка);
- участие во всероссийском конкурсе, 1 место в номинации «Лучшее дидактическое пособие» («Звукобуковка»)
Анализ реализации образовательной области по познавательному развитию.
На занятиях по ФЭМП совершенствовали навыки обработки информации, умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Учили составлять арифметические задачи на сложение, вычитание. Совершенствовали умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовали представления о последовательности чисел в пределах 20. Учили измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. Закрепляли умение последовательно называть дни недели, месяцы, времена года. Учили определять время с точностью до 1 часа. Дети умеют различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, за исключением некоторых. Знают последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. Формировали навыки учебной деятельности, используя современные формы организации обучения, такие как: организация сотрудничества с детьми, поиск решения поставленных задач совместно с взрослыми и сверстниками. На занятии по математике использовали разнообразный дидактический материал, учебные приборы (счеты, таблицы, схемы, индивидуальные рабочие тетради, палочки Кюизенера). Детей учили работать с моделями, знаками, простраивать продуманный план действий, соблюдать заданные правила, вводили понятие «Задача»).
Дети ходили на экскурсии в Дом культуры, экскурсии по детскому саду, посещали театры и т. д. Проводились математические игра «Магазин», игра «Счётики», «Часики».
В результате данной работы по ФЭМП у детей расширился кругозор, навыки умений, способы познания.
Ознакомление с природой
Расширяли и уточняли представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировали представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомили со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомили с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширяли систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжали знакомить с дикими и домашними животными. Расширяли представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Расширяли знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомили с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
Расширяли представления о насекомых. Знакомили с особенностями их жизни: муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях.
Закрепляли умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Воспитывали уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
Закрепляли умение обобщать и систематизировали представления о временах года.
Формировали представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Наблюдали такие явления природы, как иней, град, туман, дождь, снег, ледоход, цветение деревьев, растений различных и т. д.
Объяснили детям, что в природе все взаимосвязано.
Закрепляли умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвели детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Анализ реализации образовательной области по речевому развитию
В подготовительной группе речь взрослых по-прежнему остается одним из главных источников речевого развития дошкольников. Мощные темпы овладения родным языком характерны для этого возраста. Для успешного овладения развития речи были приобретены методические пособия: «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) В. В. Гербова, рабочие тетради : Дарьи Денисовой, Юрия Дорожина «Развитие речи у дошкольников», «Уроки грамоты для дошкольников», «Прописи для дошкольников». Наглядно дидактические пособия: серия «Грамматика в картинках», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные», «Говори правильно», «Множественное число», «Многозначные слова», «Один – много», «Словообразование», «Ударение», «Развитие речи в детском саду для работы с детьми 4-6 лет» Гербова В. В. Плакаты «Алфавит», д/п «Звукобуковка».
Словарный запас детей постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации через НОД, телевидение и т. д. С помощью разнообразных игр дети осваивали и морфологические средства языка. Обращали внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Проводили такие упражнения: вслушиваться в звучание слов, образовывать однокоренные слова, образовывать по аналогии существительные, прилагательные, сравнительную степень имен прилагательных. В активный словарь детей вводила специальные языковые средства, где дети конкретизировали мысль, обобщали сказанное. Совершенствовали и синтаксическую сторону речи. В первом полугодии работали над формированием звуковой культуры речи, над совершенствованием диалогической речи: обучение рассказыванию, пересказу, работа по картинкам с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием, составляли концовки к хорошо известным народным сказкам, рассказы на темы из личного опыта. Развитие речи интегрируется с художественной литературой. Дети любят слушать сказки и легко отличают сказку от рассказа. Знают считалки, могут придумывать загадки. Использовали и словесные зарисовки. Драматизировали интересные отрывки из сказок и рассказов. Заучивали стихи, особенно хорошо дети запоминают стихи с помощью знаковой символики. Прочитали программные произведения. Продолжали совершенствовать фонематическое восприятие; учили детей делить слова с открытыми слогами на части. Совершенствовали умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Знакомили детей с былинами. Совершенствовали диалогическую речь детей, учили импровизировать. Упражняли в выразительном чтении стихотворений. Воспитывали у детей чуткость к слову. Помогали правильно строить сложноподчинённые предложения. В конце каждого месяца проводили литературные калейдоскопы, согласно плану. Дети стали проявлять интерес к родному языку, улучшились художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов и в драматизациях.
Анализ реализации образовательной области по социально-личностному развитию.
На занятиях и в повседневной жизни воспитывали уважение и терпимость независимо от социального происхождения и национальной принадлежности, пола и поведенческого своеобразия, способствовали развитию положительного отношения ребенка к окружающим детям посредством праздников, тематических бесед. Обсуждали с детьми различные ситуации, произошедшие в течение дня, из жизни, из рассказов и сказок. Организовывали театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых дети учились различать настроения персонажей, получали образцы нравственного поведения, проводились театрализованные представления по мотивам сказок «Баба Яга», «Бобовое зёрнышко». Формировали у детей представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве и в быту; сравнивали предметы, придуманными людьми, с объектами природы и находили между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Расширяли и обобщали представления об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Знакомили с профессиями, со школой, библиотекой, сельскохозяйственным трудом; с достопримечательностями села, города. Расширяли представления детей о столице нашей Родины- Москве; знакомили с национальным русским костюмом, творчеством и фольклором.
Трудовое воспитание:
- воспитывали потребность трудиться.
Самообслуживание:
-Закрепляли умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
-Закрепляли умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
-Закрепляли умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Хозяйственно бытовой труд:
-Закрепляли умение поддерживать порядок в группе и на участке : протирать и мыть игрушки, строительный материал.
-Продолжали закреплять умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора.
-Закрепляли умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
-Приучали добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Труд в природе:
- Воспитывали трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
-Закрепляли умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, готовить корм рыбам, птицам.
-Зимой привлекали к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам.
-Формировали понятия о смене времён года;
-Знакомили с особенностями деревьев в весеннее время;
-Расширяли знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц и среде их обитания;
-Расширяли знания и представления об особенностях насекомых;
-Закрепляли умение ухаживать за растениями.
Ручной труд:
Работа с бумагой и картоном. Закрепляли умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона.
Учили детей создавать игрушки в технике оригами. Учили детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приёмы вырезывания, красиво располагать изображение на листе, по-разному. Работа с природным материалом. Закрепляли умение создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, косточек, крупы, веток, и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Птицы»)
В процессе работы развивали фантазию, воображение. Закрепляли умение аккуратно и экономно использовать материалы.
Безопасность.
Велась активная работа по формированию у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: правила пользования режущими и колющими предметами; правила использования физкультурного инвентаря на занятии; правила поведения на лестнице; правила в групповой комнате.
Приобщали к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, правила поведения на экскурсии; правила поведения при встрече с различными домашними животными (учили понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться); правила поведения на прогулке. Передавали знания о правилах безопасного поведения дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Конспекты по правилам ДД; целевые прогулки- экскурсии по улицам села; изготовление машинок из спичечных коробков; рисование дорожных знаков; чтение художественной литературы; беседы по профилактике ДД ТТ; дидактические игры; творческая мастерская «юные таланты»; стенгазета с рисунками о профилактике ДД ТТ; театрализованные постановки «Светофоры-знайки»; акция «Пешеход, будь внимателен!»; выставка рисунков «Мой дом»; просмотр фильмов по ПДД.
Анализ реализации образовательной области по художественно-эстетическому развитию.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации всегда находят положительный отклик у детей, желание рисовать, раскрашивать. В процессе художественной деятельности у детей развивали эстетические чувства; пропорции, композиции; чувства ритма. Учили видеть красоту и свойства предметов и явлений окружающей жизни: форму, величину, цвет. Обучали детей отражать свои впечатлении о лете в рисунке, располагая изображение на широкой полосе (шире, ниже, по листу (ближе, дальше). Учили рассказывать о том, что нарисовали. Учили детей передавать форму и характерные особенности при лепке, аппликации, использовали знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и другое; при аппликации закрепляли работу с ножницами, вырезании простых предметов из бумаги сложенной вдвое (цветы, листья). Развивали умение красиво подбирать цвета, работали с трафаретами. Развивали эстетические чувства, воображение. Воспитывали инициативу, самостоятельность, активность. Каждое занятие заканчивается обсуждением работ и их выставкой.
Дети знают особенности изобразительных материалов, выделяют выразительные средства в различных видах искусствах (форма, цвет, колорит, композиция). Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Ребят владеют навыками рисования, умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Умеют свободно вырезать, резать бумагу на короткие и длинные полоски.
Все дети проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
Анализ реализации образовательной области по физическому развитию.
Занятия по физическому воспитанию проводила инструктор по физической культуре. Инструктор планировал работу по развитию таких качеств как выносливость, быстрота, ловкость. Воспитанники подготовительной группы умеют легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
умеют лазать по гимнастической стенке, меняя темп, умеют прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении, умеют сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе, умеют ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы; кататься на двухколесном велосипеде; кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой); ориентироваться в пространстве.
Основные формы взаимодействия с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и брошюр, переписка по электронной почте и социальные сети.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания. Систематически внутри группы для родителей оформлялись стенгазеты и коллективные работы.
Проводились консультации:
- «Здоровье сберегающее пространство детского сада и дома», «Как не болеть в детском саду», «Профилактика простудных заболеваний», «Безопасность», «Дошкольник готовится стать школьником», «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье»;
- родительские собрания: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе», «Как хорошо, что есть семья».
Выводы:
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности мы соотнесли с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, отметив положительную динамику, можем говорить о продуктивности нашей работы и готовности детей к школе.