Александра Салбашева
Анализ программы пятого издания «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и доработана с учетом майских указов Президента (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Цель программы : Воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Публикация «Анализ программы пятого издания „От рождения до школы“» размещена в разделах
Авторы программы основываются на научных положениях, разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей. Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития.
В программе «От рождения до школы» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим).
Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Основные инновации пятого издания Программы :
- Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
- Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
- Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
- Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
- Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
- Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
- Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
- Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
- Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
- Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
Главная идея пятого издания — это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Таким образом, инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако по словам авторов программы на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.