Елена Маркова
Применение программно-аппаратного комплекса «БОС-лаб» в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная регидность, отсутствие гибкости в поведении, неспособность в оперативной смене стратегий при решении жизненных проблем – одна из причин развития психосоматических расстройств. В то же самое время обучаемость и пластичность психики – важнейший психологический ресурс личности, путь выхода на ее глубокие резервы. В связи с этим возникает большой интерес к бихевиоральной медицине. Одним из наиболее интересных направлений бихевиоральной медицины является метод компьютерного биоуправления, базирующийся на принципе биологической обратной связи (БОС).
Публикация «Применение программно-аппаратного комплекса „БОС-лаб“ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Известно, что многие физиологические процессы, протекающие в организме человека, находятся ниже порогового уровня и не осознаются им. С помощью технологии биоуправления удается достичь понимания пациентом интегративной связи между физиологическими реакциями человека, а так же его мыслями, эмоциями, представлениями. Ребенок учится чувствовать свое тело, обретает способность к тонкой дифференцировке соматических ощущений эмоциональных реакций. Методы БОС-тренинга представляют собой процедуры обучения различным способам управления непроизвольными физиологическими функциями. БОС работает через демонстрацию на экране компьютера внешних сигналов относительно состояния органов и систем пациента, которые иначе остаются неосознанными. Наблюдая эти сигналы, ребенок обучается перенастраивать внутренние параметры организма для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние и закрепить это улучшение надолго. Развитие механизма саморегуляции, достигнутое при помощи БОС-тренинга, расширяет поведенческий репертуар личности, помогает в дальнейшем справляться со стрессовыми воздействиями, используя максимально энергосохраняющие стратегии, исключающие деструктивное и самодеструктивное поведение.
Программно-аппаратный комплекс Бослаб используется для коррекции широкого круга заболеваний и пограничных состояний, применяется для,психофизических исследований и функциональной диагностики. Особенно широкое применение метод нашел при терапии тревожных состояний, фобий, расстройств внимания, гиперактивности у детей, аддиктивных, посттравматических стрессовых расстройств и многих других патологических состояниях.
Биоуправление может быть использовано в качестве самостоятельной психотерапевтической методики, а так же служить эффективным инструментом, помогающим специалисту достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, исключить или снизить дозу назначаемых психотропных препаратов, научив ребенка управлять вегетативными функциями.
В 2009 году учреждением был приобретен программно-аппаратный комплекс «БОС-лаб». В нашем центре на программно-аппаратном комплексе Бослаб работают учитель-логопед и педагог- психолог. В своей работе использую следующие тренинги:
- тренинги на развитие речевого дыхания («Коллекционер», «Автомастер»);
- тренинги на развитие, укрепление мышц артикуляционного аппарата («Цветы»);
- игры на релаксацию («Гребной канал», «Вира», «Ралли», «Магистраль», «Стрелок» ,«Магические кубики»).
- формирование произносительных умений и навыков;
-запись и воспроизведение речи.
На протяжении всей работы на программно-аппаратном комплексе «БОС-лаб» мною отмечены следующие результаты: улучшение дыхательной функции детей, состояния артикуляционного аппарата, произносительных умений и навыков а так же психических функций в целом.