Наталья Балла
Анализ результатов педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ результатов педагогической деятельности за период
2015-2018 год
Исполнитель:
Балла Наталья Юрьевна
Воспитатель МБДОУ №27, 1 кв. к
п. Красногвардейский
2018
Содержание
Введение …. 3
Анализ результатов педагогической деятельности…. 4
Публикация «Анализ результатов педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,
участие в методических мероприятиях, конкурсах 2015-2018 г….
7
Заключение… 8
Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в современном обществе. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
Работая с детьми в течение нескольких лет по направлению: «Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», я обратила внимание, что у многих детей недостаточно развиты и коммуникативные способности. Некоторые дети не понимают объяснения воспитателя, не умеют слышать обращенную речь, у них наблюдается низкая творческая активность.
Таким образом, особую роль необходимо уделять также развитию коммуникативных навыков и творческим способностям дошкольников. Этот возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, а особенно коммуникативной, ведь умение использовать речь для выражения собственных потребностей и чувств, и получения необходимой информации, формирует такие качества, как: самостоятельность, воображение, внимание, творчество.
Вопросы развития основных психологических процессов, коммуникативной и творческой деятельности рассматривали в своих исследованиях многие ученые и педагоги.
К. Д. Ушинский, О. С. Ушакова, В. В. Гербова, А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская и другие.
Проблема речевого и творческого развития остается одной из самых актуальных. Данная проблема заставила задуматься над выбором, поиском эффективных инновационных технологий, методов, средств развития ребенка по всем направлениям, а особенно углубленно - речевого и творческого развития.
Основная цель моей деятельности : создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию коммуникативных навыков и творчеству дошкольников.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы и реализованы следующие задачи:
• подбор методической литературы, изготовление дидактических и наглядных пособий, картотек, сборников по теме;
• организация и корректировка образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленного на развитие речевой и творческой активности;
• Подбор методов и приёмов развития речи детей дошкольного возраста; составление сборника литературы, направленный на развитие речи детей дошкольного возраста.
• Разработка перспективного планирования по нетрадиционным техникам рисования.
Свою работу с детьми я строила, используя такие современные технологии в развитии речевой активности и творческой деятельности детей дошкольного возраста, как:
• развивающее обучение, помогающее развивать мышление и творческие способности;
• проблемное обучение, активизирующее мысли детей и приучающее к самостоятельности;
• здоровьесберегающие технологии;
• разноуровневое обучение, позволяющее качественно усвоить программное содержание;
• проектный метод, объединяющий детей, педагогов и родителей и позволяющий наиболее детально раскрывать актуальные для детей вопросы.
• Технологии моделирования образовательного пространства; Метод наглядного моделирования. Мнемотехника.
• Коррекционные технологии.
• Информационно-коммуникационные технологии.
• Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
Анализ результатов педагогической деятельности
В соответствии с требованиями программы и учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, каждый год создавала предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Центры активности я наполнила различными пособиями, игрушками, театрами, играми и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. В группе созданы условия для творческого и речевого развития, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка.
Далее, опираясь на основные теории построения педагогической деятельности, я определила три этапа своей работы:
Первый этап - проведен анализ образовательной ситуации в группе (диагностика развития детей, происходило осмысление проблем, проводился анализ психолого-педагогической литературы, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения;
Второй этап – внедрение в педагогическую деятельность инновационных технологий по развитию речевой активности и изобразительной деятельности, разработка рабочих программ, планирования, подборка дидактического обеспечения образовательного процесса, организация взаимодействия с родителями по вовлечению их в образовательный процесс;
Третий этап - анализ деятельности проведенной работы.
Опираясь на парциальные программы и методические пособия по художественной и коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста (Ушаковой, Гербовой, Комаровой, Янушко и др., учитывая интеграцию всех видов деятельности в построении образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО, я объединила эти два направления. Это объединение обеспечило успешную работу и заинтересованность детей. Особенностью данного опыта является деятельность педагогов, родителей, детей в рамках работы дошкольного учреждения, в которой осуществляется их взаимодействие в процессе развития творческой деятельности детей, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Мне удалось сделать родителей своими единомышленниками. Я активно привлекаю их к созданию предметно-развивающей среды, участию в праздниках, викторинах, выставках, совместно проводим досуги, праздники и родители с удовольствием в них участвуют.
Особую практическую ценность опыта представляют: методические разработки для педагогов детского сада, конспекты образовательных мероприятий, беседы, сценарии, картотеки игр, гимнастик, опытов, формы взаимодействия с родителями. Использование различных форм работы с учетом возрастных особенностей позволяет сформировать познавательный интерес у дошкольников к художественной деятельности, к творчеству.
Итак, осуществление намеченных целей и задач деятельности я начала со стартовой диагностики развития детей младшего возраста (2015г, которая позволила выявить уровни их развития по всем образовательным областям, в том числе и по «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Было выявлено, что в основном у детей преобладает средний уровень развития, у 30% детей - уровень развития не соответствует возрасту (низкий, и лишь у 2% детей уровень развития- высокий. Особенно важными для меня явились результаты диагностики по ОО «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Результаты показали, что у 65% детей средний уровень развития и у 35% - низкий. На основе полученных данных мною была разработан сборник произведений для развития речи «Волшебство сказки», а также рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Веселые капельки». Ведущей целью его явилось развитие творческой активности через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.
Проанализировав перечень нетрадиционных изобразительных техник из разной литературы, я сделала сводную таблицу 1, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Сводная таблица используемых нетрадиционных техник по
возрастным категориям
Возраст Нетрадиционные техники
Младший возраст рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, оттиск печатками из картофеля
Средний возраст рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки ладошками; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
Старший возраст кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой
рисование поролоном, гравюра оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование песком рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография, свеча + акварель
Подготовительная группа кляксография с трубочкой,монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой,
рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый граттаж, кляксография с ниткой, батик, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти, печать по трафарету, монотипия предметная, монотипия пейзажная, чёрно-белый граттаж (грунтованный лист, кляксография обычная, кляксография с ниточкой, набрызг, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж.
Также в 2015 году откорректировала рабочую программу дошкольного образования для младшей группы МКДОУ № 27 в соответствии с требованиями ФГОС. В данной программе особое внимание было уделено организации работы по всем образовательным областям с учетом их интеграции, что позволило мне успешно реализовать свою работу по самообразованию.
Далее я начала работу по подборке и созданию дидактических пособий. В моей методической копилке имеются следующие картотеки: сюжетно-ролевые игры; пословицы, поговорки, загадки разной тематики; подвижные игры народов Урала; пальчиковая гимнастика;
артикуляционная гимнастика; комплексы дыхательных упражнений; гимнастика для глаз; картотека физминуток; комплекты иллюстраций и наборы предметных и сюжетных картинок по различным темам, «Опыты и эксперименты для детей»; «гимнастика после сна», и др.
Понимая задачи, стоящие передо мной на современном этапе, пытаюсь научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, пытаюсь научить усваивать информацию. Для этого необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, я как воспитатель, осуществляла педагогическое сопровождение воспитанника в деятельность по освоению тех или иных технологий.
На основе вышесказанного, я разработала и реализовала следующие проекты:
«Моя любимая МАМА»; «В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка»; «В гостях у сказки»; «Россия - родина моя»; «Светлый праздник Пасхи»; «Овощи»; «Наши домашние любимцы»; и мн. др.
Использование ИКТ: я, как педагог, идя в ногу со временем, уверенно владею современными ИК технологиями, могу сама составить любую презентацию, смонтировать фильм или слайд-шоу, подобрать в интернете любую информацию и обработать её. Я разработала и подобрала для детей презентации и фильмы на самую различную тематику, а также ежегодно предоставляла для родителей творческие отчеты в форме слайд-шоу и фильмов из жизни детей в группе.
Ежегодно с детьми проводила различные праздники, развлечения, досуги, спектакли, в которых я сама и мои юные воспитанники перевоплощались в различных героев, и закрепляли полученные знания, умения и навыки на практике, в естественных условиях. Так, за 3 года были проведены мероприятия:
Организация взаимодействия с родителями
В законе «Об Образовании», в ФГОС ДО указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Формы работы с родителями в 2015- 2018 учебном году
Родительские собрания, мастер-классы, семинары и конференции:
• «Здравствуйте, давайте знакомиться!»;
• «Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи детей»;
• «Нетрадиционные техники рисования с раннего возраста»
• «Адаптация ребёнка в детском саду»;
• «Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности»;
• «Изобразительная деятельность дома и в ДОУ : особенности, условия и приемы»;
• «Играем с детьми дома»,
• «Индивидуальные особенности детей 4 года жизни. Художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка».
• Беседы проводились как индивидуальные, так и групповые. Четко
• определялась цель беседы: что необходимо выяснить, чем можем помочь родителям.
Консультации для родителей:
«Роль семьи в воспитании и развитии ребенка»; «Пальчиковые игры»;
«Сохраним здоровье с детства»; «Игры и игрушки в дошкольном возрасте»;
«Способы нетрадиционной техники рисования»; «Рисуем пальчиками»;
«Зачем рисовать? Советы родителям»; «Необычные рисунки»;
«Правила поведения на дорогах» «Игрушки для детей 4 лет»;
«Самостоятельность детей: плюсы и минусы»;
«Коммуникативные игры как средство общения и социализации»;
«Развиваем мелкую моторику, играя пальчиками и мелкими игрушками»;
«Безопасность и здоровье наших детей»;
Консультации по ПДД и пожарной безопасности;
Конкурсы, выставки для родителей (ежегодно) :
Поделки из овощей и природного материала «осенний калейдоскоп»;
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Кружево зимы», «Парад Снеговиков»;
«Подарок для мамочки», «Цветы для мамы»;
Конкурс «Бабушкины руки не знают скуки»;
Конкурс «Поделки для дачного участка»;
Такие формы работы способствовали налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, их сферой деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители активно поддерживают меня в начинаниях, принимают активное участие в проведении мероприятий группы и дошкольного образовательного учреждения.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,
участие в методических мероприятиях, конкурсах 2015-2018г
В данный период повышала уровень своей профессиональной компетентности в процессе саморазвития и самосовершенствования. Принимала активное участие в различных методических мероприятиях на уровне ДОУ.
Педсоветы:
2015-2016 учебный год: «Основные задачи системы образования Артёмовского городского округа по повышению качества образования»; «Проектирование взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»; «Внедрение и использование инновационных технологий в ДОУ»;
2016-2017 учебный год: «Современные образовательные технологии дошкольного образования»; «Разработка проекта ДОУ №27 на ближайшие годы «Инновация»»; «Метод проектов как одна из эффективных инновационных форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей».
2017-2018 учебный год: «Формы работы по познавательному и физическому развитию детей в ДОО. Внедрение инновационных образовательных технологий»;
Семинары, круглые столы: «Творческая мастерская МБДОУ №27»; «Здоровая семья-здоровая страна»;
Понимая необходимость постоянно повышать уровень педагогического мастерства в условиях постоянно обновляющейся системы образования, систематически прохожу курсы повышения квалификации на базе образовательных организаций Свердловской области:
- «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольной организации», 24 ч, УрГПУ, г. Екатеринбург.
- «Формирование навыков конструирования и моделирования у дошкольников в рамках реализации требований комплексной программы «Уральская инженерная школа», 72 ч, г Ирбит.
- «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», 20 ч, г. Екатеринбург. (Портфолио).
Также посещала городские методические объединения на базе учреждений АГО по направлениям: «художественно-эстетическое развитие детей» и «развитие детей раннего возраста».
Я и мои воспитанники, а также их родители, принимали участие в следующих конкурсах и акциях, становились призерами и победителями:
2015-2016 г:
- Областной конкурс по православной культуре - "Пасха Красная-Красный звон" Отдел религиозного образования и катехизации Каменской епархии, Артемовское Благочиние;
- Областной конкурс рисунков, посвященный Дню Памяти и скорби "Дети рисуют войну". Организатор- Государственный архив административных органов Свердловской области, апрель-май 16 г.
- Муниципальный конкурс детского изобразительного творчества «Юные художники», в рамках фестиваля «Маленькая страна», ноябрь 16 г.
2017-2018 г:
-Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по социально – коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, февраль 17 г. сертификат участника.
-Муниципальный конкурс - выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Славянские мотивы от древности к современности» в рамках фестиваля «Дни Славянской письменности и культуры», май 17 г. Сертификат участника.
-Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества «Уральский сувенир» Среди учащихся образовательных учреждений Артемовского городского округа в возрасте от 7 до 18 лет, а также педагогов, родителей и учащихся (совместно, апрель-май 17 г. Сертификат участника.
- Муниципальный конкурс детского творчества «Мамин праздник», посвящённый Дню Матери, в рамках фестиваля «Маленькая страна», сентябрь 17 г.
- Муниципальный этап регионального конкурса ИЗО и ДПИ «Пасха Красная-Красный звон» Отдела религиозного образования и катехизации Каменской епархии, Артемовское Благочиние, март 2018г – сертификаты участникам (воспитанникам)
- Муниципальный этап регионального конкурса детского творчества «Пасха Красная- Красный звон». Грамота Начальника управления образования АГО за 3 место.
- Муниципальный конкурс православной фотографии в рамках девятого районного фестиваля «Дни славянской письменности и культуры». Благодарственное письмо за участие. Апрель 2018
-Муниципальный профессиональный конкурс «Воспитатель года – 2018». Грамота призера. Апрель2018
- Муниципальный конкурс ИЗО и ДПИ. Номинация «Любимая славянская буква» в рамках девятого районного фестиваля «Дни славянской письменности и культуры». Благодарственное письмо участникам (воспитанникам). Май 2018
- Муниципальный конкурс фотографии. Номинация «Семейные традиции». Сертификат участника. Май 2018
Также я активный участник общественной деятельности :
- Принимаю участие в мероприятиях посёлка, организуемых ТОМС п. Красногвардейский и центром досуга ОАО «ККЗ» :
- Участвую ежегодно в праздничной Демонстрации 1 мая, в 2016 году участие в праздничном мероприятии, посвященном празднованию Дня поселка Красногвардейский «И сердцу ты мне дорог- край родной»,
2017 год – февраль, участие в фестивале солдатской и военно- патриотической песни «Поклон тебе- солдат России» с танцем.
Зарегистрировалась в международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте MAAAM. RU и Социальной сети работников образования NSPORTAL. RU, NASHIDETO4KI.RU, PROSHKOLU.RU, RASSUDARIKI.RU, что очень помогает в моей работе.
Все вышеперечисленные мероприятия послужили росту моего профессионального педагогического мастерства, которое нашло свое отражение в:
- постановке и решении педагогических задач и проблем;
- овладении организаторскими, коммуникативными, проектировочными, аналитическими, диагностическими, конструктивными умениями;
- высоком творческом потенциале;
- овладении современными технологиями обучения и воспитания.
Заключение
Подводя итог своей деятельности, прихожу к выводу, что в целом, работа по развитию речевой и творческой активности имела положительную направленность, отвечала целям и задачам, названным ранее.
В результате выполнения намеченных действий по реализации поставленных задач, достигнутых за счет правильного использования различных педагогических приемов, методов, внедрения современных образовательных технологий и использованием разнообразных форм работы, можно констатировать следующее:
- Исследованы проблемы развития творческой и познавательной активности в разных видах деятельности;
- Проведена корректировка образовательного процесса с учетом полученных данных обследования детей, разработаны рабочие программы, дидактические материалы и планирование;
- разработана система использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческой активности с учетом возрастных возможностей детей и имеющихся материалов и условий;
- Изготовлены дидактические и методические пособия, картотеки и подборки игр, гимнастик, направленных на активизацию речевого развития;
- Созданы условия для осуществления различных видов детской деятельности в группе, на участке ДОУ;
- Осуществлено взаимодействие с родителями по вовлечению их как в образовательный процесс, так и в плане оказания помощи в модернизации и обогащении РППС группы и ДОУ;
Анализ эффективности проведенной работы виден на детях: все ребята овладели различными изобразительными техниками и приемами деятельности, многие из них стали увлекаться изобразительной деятельностью, их рисунки отличаются новизной и оригинальностью. У дошкольников появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, появился интерес к творческому экспериментированию. В то же время значительно возросла их речевая активность, улучшились коммуникативные навыки.
Всё выше перечисленное отражается в результатах оценки уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы, результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике развития детей по всем образовательным направлениям.
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы
МБДОУ № 27 ЗА 2015-2018 Г
Год, кол-во обследованных детей, группа Физическое
Разв. (%) Социально-коммуник.
(%) Речевое
разв. (%) Познават. разв. (%) Худож -
Эстетич
(%)
2015; 20 детей, группа раннего возраста
НИЗ. УРОВЕНЬ 20 20 35 35 35 30
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 75 75 65 65 65 68
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 5 5 - - 2
2016; 23 ребенка, 1 младшая группа
НИЗ. УРОВЕНЬ 15 10 20 15 15 15
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 70 80 70 75 70 73
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 15 10 10 10 15 12
2017; 25 детей, 2 младшая группа
НИЗ. УРОВЕНЬ 5 - 5 5 - 3
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 75 85 75 80 75 77
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 20 15 20 15 25 20