Анна Бельская
Анализ программ по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ программ по экономическому воспитанию дошкольников
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Публикация «Анализ программ по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Н. В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний необходимо:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования по экономическому воспитанию детей :
1. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет. ( Авторы-составители: Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л.)
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы :
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,
честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
2. "Играем в экономику" для детей старшего дошкольного возраста воспитатель Мироненко Е. А. г. Туапсе
Цель программы : формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
3. Рабочая программа "Экономическое воспитание дошкольников" ( Автор: Каримова Г. Ф.)
Цели программы :
· формирование у детей доступных экономических понятий;
· воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
· воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.
1. Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
· формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
· учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
· поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
· стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
2. Реклама.
Педагогические задачи:
· развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
· дать представление о рекламе, о ее назначении;
· учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
· воспитывать разумные потребности.
3. Деньги.
Педагогические задачи:
· формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
· воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
· дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
4. Парциальная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Программа разработана Банком России и Минобрнауки РФ. По решению педагогических коллективов она может стать составной частью образовательной программы дошкольного образования. Пополнить такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
С ее помощью можно решить задачи создания условий в детском саду для формирования у детей представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран, формирования полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
В программе даны методические подходы, как познакомить детей с
финансово-экономическими терминами : труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие. Отдельный блок программы посвящен рекламе — для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме.
5. План-программа по экономическому воспитанию старших дошкольников «Мир экономики глазами ребенка» составлен коллективом авторов под редакцией О. В. Дыбиной в 2000 году.
Программа предусматривает развитие экономического сознания у детей старшего дошкольного возраста посредством рукотворного мира;
обоюдную активность, как взрослого, так и ребенка по усвоению экономических категорий и реализации их в практической деятельности. Программа включает в себя 5 разделов: «Как много разных потребностей», «Сколько стоит мамин труд?», «Почему профессий много?», «Ресурсы», «Где, как и на что люди покупают то, что им необходимо?». Программа предлагает конспекты игр-занятий по экономике, игры, задания, практикумы и т. п.
Авторы программы предлагают примерный перспективный план работы, приложения. Данная программа носит интегрированный характер, поэтому может использоваться в качестве дополнения к содержанию базовой программы обучения и воспитания детей в ДОУ.
Детей знакомят с такими экономическими категориями, как труд, профессия, структура трудового процесса, отдых и его виды, профессионал, мастер, разделение труда, деньги, обмен, бюджет семьи, рынок, спрос и др.
Приложение, помимо конспектов занятий содержит примерные игры по экономическому воспитанию дошкольников, которые можно легко изготовить в условиях ДОУ и семьи, и примерные арифметические задачи, помогающие закрепить у детей навыки счета, экономические категории и логическое мышление развить.
Таким образом, современные экономические программы, методические пособия, периодические издания помогут педагогам в работе по формированию основ экономической культуры дошкольников. Они подтверждают, что в современном обществе актуальной является потребность в формировании экономической культуры дошкольников.
Анализируя такие базовые программы для дошкольных учреждений как : «Радуга», «Истоки», «Детство» можно сказать, что конкретного раздела по экономическому воспитанию нет, но есть предпосылки его развития.
Так например наш детский сад работает по программе «Детство»
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
В данной программе нет систематизированного материала по экономическому воспитанию старших дошкольников, но, как и в других
программах, есть материал, который ценен для формирования основ экономической культуры детей.
Например, в разделе «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» учат детей правилам культуры поведения, понимания того, что они выполняются по отношению к близким и незнакомым людям; приучают
детей выполнять старательно поручения взрослых, не прерывать общей работы, вступать в сотрудничество, пытаться преодолевать трудности.
Для будущей хозяйственной деятельности детей в разделе «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» дошкольникам предлагается узнать о разновидностях материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения; дать детям представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности; представление о разнообразии профессий, структура конкретного трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, трудовые действия, результат); о роли современной техники в трудовой деятельности.
Для экономического воспитания так же важен материал о потребностях растений и животных, роли человека в нарушении и сохранении целостной конкретной экосистемы, правилах поведения в ней, предоставленные в разделе «Ребенок открывает мир природы».
В разделе «Первые шаги в математику» детям даются представления о последовательной зависимости 5-10 предметов по размеру, массе, стоимости и другим признакам, учат определять свое местонахождение среди объектов окружения, знакомят с цифрами, монетами, циферблатом часов, учат решать арифметические задачи и примеры.
В разделе «Трудовое воспитание» начиная с 6 го года жизни прописаны следующие задачи по экономическому воспитанию :
уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджете.
Формирование первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире;
Содержание образовательной деятельности включает в себя:
Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу. Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей
Таким образом, программа «Детство» решая задачи нравственного, трудового, умственного воспитания затрагивает и задачи экономического воспитания детей в ДОУ.