Дмитриева Светлана
Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС любая примерная программа включает образовательную область «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Парамоновой. Эта Программа была создана по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы развития образования на 2002 год Центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Если в младшем дошкольном возрасте (младшая и средняя группы) сохраняется название раздела программы «Развитие речи», то в старшем дошкольном возрасте (начиная со старшей группы) оно меняется и формулируется как «Развитие речи и начал грамоты». Практически работа по формированию начал грамоты уравнивается с развитием речи. С изменением названия значительно расширяется содержание и увеличивается объем работы.
Детей старшей группы необходимо :
1. Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные); определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, стихотворении, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
2. Учить различать правую и левую руку, ориентироваться в направлении движений «к себе» и «от себя»; осваивать пространство действий (большие пространства зала, участка) в подвижных играх, хороводах, договариваясь между собой о возможных перемещениях;
3. Совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при вращении волчка на полу, на столе, при изготовлении поделок из мелких деталей и т. п.
В подготовительной группе объем работы увеличивается, поэтому воспитателю необходимо:
4. Учить детей ориентироваться на плоскости: составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты;
5. Вырабатывать ритмизацию движений руки с помощью задаваемых голосом ритмических слоговых рядов и приговорок; в считалках – при медленном и быстром темпе движения руки;
6. В течение всего года крупно рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания для детей, писать росчерки;
7. Продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в рукоделии, конструировании из мелких деталей и др. ;
.8. Учить рисовать линии в разных направлениях, полосы разной ширины («дорога», «ручей», «лента», делить их пополам, рисовать от руки квадрат (перекрестки улиц и др., простые росчерки («петли», «лента», «волна»);
9. Учить разглядывать и рисовать «буквицы», подписывать свои работы (буквой, значком, именем и др.);
10. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представления о слове, звуке, слоге, предложении.
В программе «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца) отражено базисное содержание дошкольного образования. Авторы этой программы считают, что в дошкольном возрасте доминирующее значение приобретает развитие умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Поэтому раздел «Речь и речевое общение» представлен как самостоятельный. Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. В программе не выделена подготовка к обучению грамоте как определенное направление работы, но задача перед педагогом ставится конкретная: развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».
В программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович) уже в младшем дошкольном возрасте в разделе «Развиваем речь детей» подготовка к обучению грамоте выделена как одно из ведущих направлений работы и включает в себя следующее содержание:
1. Учить детей слышать как часто повторяющийся звук в небольшом стихотворении, потешке, так и интонационно выделяемый воспитателем звук в отдельном слове;
2. Упражнять в интонационном подчеркивании нужного и простого по артикуляции звука (а,о,у,и,э,м,ф,в,б,п) при произнесении односложных трехзвуковых слов.
Авторы программы утверждают, что в среднем дошкольном возрасте речь становится для детей не только средством общения, но и объектом познания и анализа. Поэтому детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук», и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности. Продолжается работа по совершенствованию умений звукового анализа слов :
1. Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
2. Различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
3. Определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
4. Самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем –по представлению).
Со второй половины года программа рекомендует учить детей пятого года жизни анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели».
В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложение из 3-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен научиться читать. Причем если семилетний ребенок читает только слоги и простые односложные слова, то это оценивается как низкий уровень; если читает медленно по слогам – как средний уровень; а если читает короткие тексты – как высокий уровень. Само направление работы начиная со средней группы в программе обозначено как «Обучение грамоте».
Авторы программы «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) считают, что на пятом году жизни у детей заметно улучшается фонетическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками («Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др.).
По мнению авторов, дети 4-5 лет проявляют интерес не только к звучащему слову, но и к буквам. Поэтому программа рекомендует при любом подходящем случае знакомить с ними детей : показать букву, назвать ее, сообщить, чье имя начинается с этой буквы и какие еще слова с нее начинаются, в чьем имени эта буква тоже есть, но в середине слова, рассмотреть букву и порассуждать о ее сходстве со знакомыми предметами, предложить детям найти эту букву в книге или газете, попробовать срисовать ее или вылепить и т. п. необходимо приветствовать попытки детей подписывать свои рисунки, изображать на нарисованных ими машинах номерные знаки, обозначать типы самолетов. В группе должно быть несколько наборов букв, и с детьми должны проводиться специальные игры, например «Мы знаем буквы», «Потерялась буква», «До-ре-ми…», «Жили-были буквы» и т. д.
В старшей группе наряду с разделом «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе» появляется новый – «Знакомство детей с буквами». В программе даются общие рекомендации по организации работы. Появление этого раздела авторы программы объясняют двумя причинами: во – первых, дети сами к этому стремятся, потому что хотят быть похожими на взрослых; во-вторых, требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. К тому же чтение является сложным навыком и требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. А от сформированности навыка чтения значительно зависит успеваемость ребенка по другим предметам. В детском саду, по мнению авторов, можно выделить для знакомства с буквами специальное время в режиме дня с тем, чтобы вечером дома дети могли отдыхать. Работа строится циклами по четыре занятия подряд в течение одной недели. Дается типовой план работы по букве:
1. Демонстрация буквы, название ее;
2. Лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов;
3. Подбор слов, начинающихся на данную букву, с использованием специального «Словарика»;
4. Рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;
5. Из известных букв дети собирают слова и фразы; проводятся речевые игры.
В процессе знакомства с буквой авторы программы рекомендуют устанавливать связь между видом буквы и соответствующим звучанием, но при этом избегать усложненного звукового анализа. Вполне достаточно, по мнению авторов, если дети смогут выделять слова, начинающиеся на определенную букву… А до тех пор пока дети не научились читать, нужно избегать учить их различению твердых и мягких согласных, вводить понятия «гласные» и «согласные» и др. конечно, это спорный момент. Но положительным в программе является то, что авторы серьезное внимание уделяют созданию развивающей среды.
В программу «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 6-7 лет в детском саду включен раздел «Обучение детей чтению». Его введение авторы объясняют тем, что в нашей стране развитие, воспитание, обучение детей 6 лет осуществляется как в ДОУ, так и в школе. Дети поставлены в разные условия, поэтому одинаковые воспитательно – образовательные задачи должны решаться по-разному. В последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились задачи, раннее не стоявшие перед детьми и педагогами детского сада. К числу таких задач относится обучение детей грамоте (раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте). Если педагоги ДОУ не будут данное обучение проводить организованно и методически грамотно, то это сделают родители по своему усмотрению, обучая своих детей чтению по разнообразным, часто не проверенным методикам. Поэтому по мнению авторов программы «Радуга», в работу с детьми 6-7 лет в детском саду необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению. Традиционное обучение грамоте включает в себя обучение первоначальному чтению, обучение письму, работу по развитию речи. В программе «Радуга» первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи.
В программе «Развитие» одним из основных направлений работы по развитию умственных и творческих способностей с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) является «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину, и поэтому они предлагают начать обучение с «погружения», введение ребенка в звуковую действительность русского языка. Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, и включает в себя два напраления:
• Введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;
• Подготовка руки ребенка к письму.
Работа над этим направлениям ведется последовательно. Работа в младшей группе по первому направлению начинается с развития артикуляционного аппарата, в средней группе педагоги переориентируют детей с семантической (смысловой) стороны речи на фонематическую (звуковую). В старшей группе детей обучают звуковому анализу слова, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове. В подготовительной группе дети узнают другую языковую действительность – знаковую (буквенную символику) и с помощью механизма позиционного чтения овладевают сначала слоговым, затем слитным способом чтения в пределах всего алфавита.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулируя этот процесс.
Итак, мы видим, на основе анализа содержания работы по обучению детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов можно сделать следующий вывод: содержание работы и объем требований к уровню сформированности навыков чтения в современных программах различны.
В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит :
Ознакомление со словом, вычленение слова, как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
Ознакомление с предложением и его словесным составом;
Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;
Знакомство с буквами.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Исходя из вышесказанного перед педагогами ДОУ не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. Но в Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано: содержание программ дошкольного образования рассматривает образовательную область "Развитие речи", которая включает, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
8. Как обследуют уровень сформированности разных сторон речи у детей.
Обследование речи детей младшего дошкольного возраста
Ф. И. ребенка ___ группа № ___
1. Исследование слухового восприятия. Определение направления звука ___
Восприятие и воспроизведение ритма --- --- * *; --- * * ---; * * --- --- ___
2. Исследование зрительного восприятия. Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарфики: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
___
Восприятие формы ( показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)___
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади___
Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
___
Складывание картинок из частей: 2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы___
___
Складывание фигур из палочек по образцу: «стульчик» и «кроватка» из 4-х палочек, «лесенка» из 5-ти палочек ___
4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Губы: толстые, тонкие, расщелина, шрамы, норма. Зубы : редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, норма. Прикус: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, норма. Язык: массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка, норма. Подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки и тканями подъязычной области, норма.
5. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упражнений)___
___
Движение нижней челюсти (открыть и закрыть рот)___
Движения губ (растянуть губы в «улыбке», вытянуть губы вперед «трубочкой»)___
Движения языка (показать широкий язычок – «лопатку», показать узкий язычок «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю губу, потом на нижнюю «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого – «маятник»___
___
6. Исследование состояния импрессивной речи. Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, обувь, одежда, посуда) :___
Понимание действий ( показать по предложенным картинкам: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) : ___
Понимание признаков ( показать по предложенным картинкам: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)___
___
7. Состояние фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении ( показать по картинкам: кит-кот, дом-дым, уточка-удочка, киска-миска)___
___
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении ( показать по картинкам: коза-коса, мишка – миска, кочка –кошка, малина- Марина)___
___
8. Активный словарь. Имена существительные (назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам) : Игрушки ___
Посуда ___Одежда ___
Глаголы (ответить на вопросы по картинкам). Что делает мальчик? (ест) ___
Что делает девочка? (Спит) ___ Что делают дети? (Играют)___
Что делает птица? (летит) ___Что делают рыбы? (плавают)___
Имена прилагательные ( назвать предъявленные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)___
9. Состояние грамматического строя речи (употребление сущ. в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии : стол-столы, кот, дом, кукла, рука, окно) :___
___
Согласование прилагательных с существительными ед. числа по картинкам (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро)___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (два кота, пять котов, две машины, пять машин)
___
10. Исследование фонетической стороны речи. Исследование звукослоговой структуры слов ( повторить за логопедом с опорой на наглядность: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька) :___
___
11. Состояние звукопроизношения (изолированно, в словах, в предложениях)___
Гласные: а,у, о, и, э___
Согласные: б,п, м, бь, пь, мь___
В, ф, вь, фь ___
Д,т, н, дь, ть, нь ___
Й ___с, з, ц, сь, зь___
Ш, ж ___ч, щ___
Л, ль, р, рь ___