Мария Александровна
Анализ сказки «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Сказка о попе и работнике его Балде», А. С. Пушкина
2. История создания: «Сказка о попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным в Болдино 13 сентября 1830 года и при жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе. Позднее Гоголь писал: «сказки русские народные - не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские» и конкретно об этой сказке : «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». «Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В. А. Жуковскому. Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Оригинал, выпущенный под редакцией П. Е. Ефремова увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений. В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.
Публикация «Анализ сказки „Сказка о попе и работнике его Балде“ А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
3. Краткое содержание сказки : По русской традиции сказка начинается с выражения жил-был: «Жил-был поп, толоконный лоб». Далее рассказывается о том, как он прогуливался по базару, где встретился с мужичком по имени Балда и нанял его к себе работником («поваром, конюхом и плотником», причём — за комичную плату («в год за три щелка тебе по лбу» — такое условие выдвинул мужичок). После этого зажил Балда «в поповом доме» и стал трудиться на совесть. Через некоторое время попа стали одолевать сомнения в выгодности сделки, и он по совету попадьи даёт Балде заведомо невыполнимое поручение, чтобы избежать даже этих щелчков: «Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный»
Невозмутимый Балда отправляется за оброком. У берега моря он находит чертей и хитростью получает с них злополучный оброк, а после возвращения требует от попа полную плату за труды. Последний вынужденно подставляет свой лоб и получает сполна — так, что после третьего щелчка он теряет рассудок. Заканчивается сказка моралью : А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
4. Основные образы, их характеристика:
Балда – находчивый, смекалистый, проворный, трудолюбивый мужик.
Поп – жадный, скупой, настоящий скряга, получивший по заслугам за свою жадность.
Попадья – жена попа, умная, хитрая женщина.
Поповна и попенок – дети попа, полюбившие Балду.
Старый бес – грустный, недалекий.
Бесенок – молодой, самоуверенный, энергичный.
5. Признаки: в этой сказке можно наблюдать признаки бытовой сказки. В ней нет колдовства, фантастических существ и магических предметов, которые обязательно должны появляться в волшебной сказке. Образы черта и бесенка Пушкин вводит в повествование не для того, чтобы показать нереальность происходящего, а чтобы показать, как ловко Балда справляется даже с нечистой силой. В произведении есть яркие социальные типы: поп (жадный, хитрый, обходительный) и работник (ловкий, догадливый, веселый, удачливый); изображение человеческих пороков – жадности и скупости; интерпретация сюжета - это сатира, где поп-эксплуататор противопоставлен работнику-Балде
6. Основным источником для А. С. Пушкина послужила услышанная им русская народная сказка. В тетради от 1824 года он написал:
«Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек, попадья говорит каков будет щёлк. Балда дюж и работящ — но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться. Жена советует отослать Балду в лес к медведю, будто он за коровой — Балда идёт и приводит медведя в хлев. Поп посылает Балду с чертей оброк собирать, Балда берёт пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиной в воду и в воде охнуло…»
7. Отличие от народной сказки в том, что А. С. Пушкин добавил свою авторскую фантазию в текст произведения, для придания комичности истории и усиленного интереса к ней.
8. Воспитательное значение сказки : За хорошую работу всегда нужно платить, а жадность и скупость никогда ни к чему хорошему не приведут.
9. Какие творческие виды работ можно предложить : на занятиях можно предложить детям нарисовать персонажа из сказки (по выбору, слепить его. В старших группах дети могут придумать свое окончание сказки, или продолжить ее.