Анастасия Максимовна
Анализ авторской сказки «Мороз Иванович»
▼ Скачать +Заказ
1) «Мороз Иванович» - авторская сказка для детей. (прозаическая, автор - Владимир Фёдорович Одо евский.
2) Познавательное значение: Дети узнают, как фильтровать воду - «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»
Публикация «Анализ авторской сказки „Мороз Иванович“» размещена в разделах
Дети узнают, что происходит с травой зимой, как делается хлеб – «Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь…»
С помощью сказки дети узнают, как правильно топить печь, и что не все люди могут себе позволить жить в тепле, поэтому надо помогать нуждающимся – «…чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали…»
Дети узнают о свойстве ртути – «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт…»
3) Воспитательное значение: Сказка учит трудолюбию, справедливости, прилежанию и показывает, кто заслуживает своим поведением вознаграждение, а кто осуждение. Понятная детям мораль лежит на поверхности сказки : каждый получает то, что заслуживает: хочешь в жизни благ – нужно приложить усилия – «Знаешь, голубушка,- отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда…»
4) Автор сюжет сказки заимствовал из русского фольклора, сохранив красоту народной речи и русский дух. В нем органически сочетаются назидательная, воспитательная и образовательная функции произведения, предназначенного для детского чтения. Не зря Одоевский дает героиням имена-характеристики – Рукодельница и Ленивица. Таким образом он изначально их противопоставляет. Да и вся сказка построена с помощью антитезы. Яркие образы сестер помогают маленьким читателям задуматься о том, что поведение человека предопределяет отношение окружающих к нему. Автор при написании своей сказки использует приём жанра – принцип художественного противопоставления. Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала - сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.).
Олицетворение – печка, яблоня.
Кумулятивность – Повторение заданий для Ленивицы и Рукодельницы.
Сравнение – «и всё в доме блестело, как брильянты».
Закон троекратного повторения – три дня девушки были в доме Мороза Ивановича – «На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице…».