Ольга Ясенецкая
Анализ адаптации дошкольников младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Сухомлинский В. А.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. Что же такое адаптация!
Публикация «Анализ адаптации дошкольников младшей группы» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды, в нашем случае к условиям детского сада.
По данным психологии и педиатрии выделяют три степени адаптации :
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плачь, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи – в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному.
На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) в соответствии с годовым планом, нами велась работа по адаптации детей к условиям жизни детского сада.
Основная цель нашей работы: помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Отсюда вытекают следующие задачи:
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению.
Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.
В группе набор детей начался с 02.09.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
открытию группы мы тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно - развивающая среда с учтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе.
В период адаптации нами было приложено максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
Для создания комфортного пребывания воспитанников в группе совместно с воспитателями создали доброжелательные и эмоциональные взаимоотношения «ребенок-взрослый», «ребенок- ребенок». Воспитанники трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы учим их общаться. В процессе адаптации детей мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, сюжетно-ролевые, дидактические игры, интегрированные развлекательные мероприятия, фронтальные занятия, которые объединяют детей и создают положительный эмоциональный настрой.
С помощью обучающих и развивающих пособий малыши развиваются интеллектуально, моторно, сенсорно, творчески, эмоционально и, конечно, социально.
Постоянно доставляем детям удовольствие – делаем им что-то приятное (берем на ручки, делаем массаж ручек; всегда гладим по головке – детям это нравится, они с радостью бегут навстречу, обнимаются).
Игра как форма организации жизнедеятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению.
Игрушки в группе располагаются в соответствии с их игровым назначением. Количество игрушек дублируются и располагаются в таких местах группы, чтобы воспитанник по желанию мог бы найти себе игрушку и играть, не мешая другому.
По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:
На 2020-2021 учебный год списочный состав составляет 34 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 27 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.
В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 14 детей, что составляет 52% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
12 детей со средней степенью адаптации, что составляет 48%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.
Один ребенок (4%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.