Светлана Парыгина
Аналитический отчёт воспитателя о проделанной работе за 2018–2019 учебного года по ФГОС
Аналитический отчёт воспитателя
Парыгина Светлана Александровна
о проделанной работе за 2018-2019 учебного года по ФГОС
1-ой младшей группы «Умка»
Введение
В аналитическом отчете представлена информация о проделанной работе за 2018-2019 учебного года в первой младшей группе.
Общее количество детей 16, из них:
Мальчиков:11
Девочек:5
Возраст детей от 1.5 до 3 лет.
Публикация «Аналитический отчёт воспитателя о проделанной работе за 2018–2019 учебного года по ФГОС» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитатель года
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
На протяжении всего учебного года работа была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Мы старались обеспечивать эмоциональный комфорт, в группе, побуждали детей к совместным действиям с предметами и игрушками, используя положительную оценку. Адаптация в нашей группе закончена, у всех детей нормализовался сон, аппетит, поведение.
В течение всего времени дети развивались согласно возрасту, в нормальном темпе изучали программный материал и показывали позитивную динамику по всем направлениям развития. Дети, находясь в группе, активно познают окружающий мир, исследуют его, экспериментируя, манипулируют с его предметным содержанием. Познают мир по принципу: что вижу, с тем действую, то и познаю.
Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Между воспитателями и детьми партнерские отношения. Совместная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и была направлена на решение образовательных задач. Старались достичь, дисциплины действуя в рамках не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса. Уровень конфликтности в группе низкий. Но иногда возникают проблемы с поведением у Артёма Д. ; Стаса Л. В группе созданы условия для формирования способности у детей управлять своими действиями на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Учим своих детей без специального напоминания выполнять простые ранее усвоенные правила поведения и обращения с предметами. Замечать нарушение правил поведения другими детьми. Стараемся научить ребят действовать совместно. Можно общаться спокойно, без крика. Подчиняя свое поведение заданным правилам.
На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности мною использовались как традиционные технологии, так и современные:
здоровьесберегающие технологии,
педагогика сотрудничества и индивидуально-дифференцированный подход, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
метод проектов;
технология детского экспериментирования.
Применение здоровьесберегающих технологий
Использовались следующие формы организации физического и валеологического воспитания :
физическая культура на спортивной площадке;
дозированная ходьба;
физкультминутки;
спортивные игры;
физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа с детьми.
Применение здоровьесберегающих технологий позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.
Применение игровых технологий
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
Игры или игровые упражнения, помогают мне заинтересовать детей изучаемым материалом и привлекают к овладению новыми знаниями и умениями. Использование в совместной деятельности игровых и сюжетных моментов помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной мотивации дошкольников.
Обучение в форме игры интересно, занимательно для дошкольников. Оно определяется естественной потребностью дошкольника и, поэтому, игровая образовательная технология выступает для меня как способ организации двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Применение проектного метода
Также в своей работе, использую метод проектов. Он является одним из инновационных методов. Проектная деятельность - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность воспитанников является современной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Поэтому, активно использую преимущества проектной деятельности
Были разработаны, внедрены следующие проекты:
«Лекарственные растения». Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта, охватывают различные образовательные области и направления развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых. В процессе реализации проекта решаются определенные задачи по формированию представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Проект «Красная книга нашей области», где дети ознакомились с животными и растениями нашей области и узнали, какие из них занесены в Красную книгу. А также воспитывали бережное отношение к природе. Применение метода проекта дало положительную динамику в активизации познавательном и творческом развитии ребенка.
Применение технологии детского экспериментирования
Используя технологию детского экспериментирования, я в первую очередь, оснастила уголок экспериментальной деятельности, тем самым создав условия для самостоятельного и совместного с воспитателем экспериментирования. В ООД были показаны соответствующие возрасту опыты. Технология исследовательской деятельности дала возможность раскрыть все прелести природы, мира в целом. Дети стали самостоятельно экспериментировать с предметами, стремясь узнать что - то новое.
Применение информационно-коммуникативных технологий
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению информационно – коммуникативных технологий во все образовательные структуры. Понимая требования, выдвигаемые современным обществом, я стараюсь активно использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Информатизация образования открыла мне новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новых идей. Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт, размещая конспекты на страницах сайта. Так же применяю ИКТ и в своей непосредственной деятельности с детьми: подготовка к образовательной деятельности с использованием интернет – ресурсов, мультимедийных презентаций, дидактических пособий. Я использую ИКТ в режимных моментах: прослушивание дисков (музыкальная деятельность детей, детские песни, звуки природы и тд.); просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных); просмотр слайдов и презентаций. Работа с интернет – ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов. Представленная на сайтах информация очень важная и нужная.
Вывод:
Представленные образовательные технологии и методы я использую при организации организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Благодаря использованию педтехнологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Повысился уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы.
В 2018-2019 учебном году воспитательно-образовательная работа в 1-ой младшей группе проводилась по рабочей программе, разработанной в соответствии с нормативно-правовым обеспечением дошкольного образования в Российской Федерации, на основе образовательной программы Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 244 ОАО «РЖД», на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Основная цель деятельности группы это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
Реализация программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:
• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками;
• использование развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту;
• создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей.
Я постаралась создать в нашей группе РППС, позволяющую обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В частности, в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о проблеме расставания с родными. В уголке сказок и книг дети могут поиграть в тишине с героями любимых сказок, рассказывая им о своих проблемах.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Старалась создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
Оформлены также: физкультурный уголок с достаточным оборудованием в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Большой акцент в работе делался на физическое, сенсорное и речевое развитие детей, конечно не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, наша деятельность была направлена на обеспечение психомоторного развития детей, соответствующего возрастным показателям, речевое развитие для установления контактов со сверстниками, становление интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей.
Развитие и обучение малышей происходило в специально организованных играх-занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми раннего возраста проводили в группе.
Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышало 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.
Важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторялись, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но менялось задание.
Развитие детей раннего возраста в группе систематически отслеживается старшим воспитателем и воспитателями группы. Цель – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество образовательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста в группе заполняется на начало учебного года индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ
Для оценки эффективности педагогической работы провожу мониторинг. Итоговые результаты мониторинга уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками по образовательным областям представлены в таблице.
В диагностике участвует: младшая группа – 16 человек.
Развитие игровой
деятельности
Речевое развитие
Познавательное развитие Физическое развитие и
здоровье Развитие музыкальных
способностей и
эмоциональной сферы
Начало года (октябрь 2018г.)
высокий уровень 12% 0% 0% 0% 0%
средний уровень 50% 56% 31% 22% 69%
низкий уровень 38% 44% 69% 88% 31%
Конец года (май 2019г.)
высокий уровень 72% 79% 43% 79% 85%
средний уровень 21% 14% 50% 21% 15%
низкий уровень 7% 7% 7% 0% 0%
Результаты мониторинга показали положительную динамику уровня освоения воспитанниками образовательной программы. На конец года, с низкими показателями есть один ребёнок Сидоров Артём, низкий показатель обьясняется тем, что часто болеющий ребёнок, он продолжит обучение по программе 1 младшей группе на следующий год.
По результатам наблюдения можно сделать вывод о сформированности у большинства детей основных предпосылок учебной деятельности. Обладают начальными знаниями, о природном и социальном мире, знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, математики, истории и т. п.
• достаточно хорошо (в соответствии с возрастными нормами) владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения;
• способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организуют и участвуют в совместных играх, сопереживают неудачам и радуются успехам своих товарищей, адекватно проявляют свои чувства;
• обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно - гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Комплексно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе осуществлялось по перспективному плану, прописанному в рабочей программе.
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:
Праздники: праздник «Осени», Новогодний утренник, праздник «Мамин день – 8 марта», праздник «Весна».
Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки»,
«День здоровья», «День матери», тематическое занятие «День защитников отечества»,
Выставки: Выставка детского творчества, фотовыставка «Я в детском саду», фотовыставка «Зимняя прогулка», выставка детского творчества «Едет, едет паровоз», выставка детского творчества, фотовыставка «Мой любимый поселок», выставка «Какая разная посуда»;
Изготовление: коллективной композиции из сухих листьев; коллективное панно «Как на нашем огороде…»; аппликация-коллаж «Зимний пейзаж»; изготовление подарков-сюрпризов для пап; изготовление подарков-сюрпризов для мам; изготовление дидактической игры – карты «Домашние животные»; изготовление папки «Кто в лесу живет»; изготовление лепбука «Мебель».
Создали альбомы: «Одежда в разное время года», «Чудеса своими руками».
Проводили в течение учебного года родительские собрания беседы, давали родителям консультации рекомендации.
Родители и дети группы в течение года приняли в участие в выставке семейного творчества «Что нам осень принесла»; конкурсах участников регионального конкурса «Лучшая новогодняя игрушка ОАО «РЖД».
За участие в творческом конкурсе «Дары осени» семья с детьми Белоусов Толя, Джигинас Артем, Тисленок Давид, были награждены грамотами.
За участие в творческом конкурсе «Мастерская Деда Мороза» семья с детьми Кулиш Ксения, Ильин Витя, Сижук Даша, были награждены грамотами.
За участие в творческом конкурсе на лучший новогодняя игрушка, семья с детьми Лахадырь Стас, Джигинас Артём, были награждены грамотами.
Работа по теме самообразования
В период работы по самообразованию над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» на 2018-19 учебный год (первый год)
Была изучена литература по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Внедрена в работу с детьми практика дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников
Составлены картотеки: «Игры для развития мелкой моторики рук» «Картотека упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук»;
Проведены консультации:
для воспитателей : «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
и родителей: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук»;
Оформлена папка-передвижка для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика».
Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2018- 2019 учебный год представлен на Педагогическом совете № 3 18.03.2019г. (для педагогов) и на отчетном родительском собрании группы (для родителей) в виде презентации PowerPoint.
В дальнейшем планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Совершенствовать ловкость и точность движений.
Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, распространение собственного опыта, использование новых образовательных технологий
Систематически работаю над повышением педагогического мастерства, активно участвую в работе педагогических советов ДОУ, методических объединений педагогов района и ДОУ, семинарах, практикумах. Опытом своей работы активно делюсь с педагогами ДОУ, района.
Для того чтобы работа с детьми была построена профессионально, стараюсь повышать свой педагогический уровень: знакомлюсь с новой педагогической и методической литературой, опытом работы других педагогов, посещаю методические объединения, открытые занятия других педагогов, анализирую, сравниваю, вижу те проблемы, задачи, которые мне необходимо решить.
2018г. Презентация из опыта работы на региональном уровне. «Нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ»
Публикации:
2016г. Конкурсная работа международном образовательном портале «Маам. ру» «Итоговое занятие по математике».
В региональном Дальневосточном железнодорожном конкурсе методических материалов по экологическому образованию и конкурсная работа. 2016г, получил диплом
Участие в конкурсах:
Победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Конспект НОД Конкурсная работа : Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе 1 младшей группе. Тема: «Тонет – не тонет» I место
Победитель Всероссийского конкурса в номинации Лучшее из опыта работы. Конкурсная работа : Дневник «Наши заметки о …» как одна из нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ II место.
Грамота за подготовку победителя в Международном конкурсе «День мамы».
Участие во всероссийском детском оздоровительном конкурсе «Супергерои против простуды и гриппа»
Участие Всероссийского конкурса имени Л. С. Выготского
Мотивировала детей к участию в конкурсах участников регионального конкурса «Лучшая новогодняя игрушка ОАО «РЖД».
Участие в творческом конкурсе «Дары осени» Белоусов Толя, Джигинас Артем, Тисленок Давид.
Участие в творческом конкурсе «Мастерская Деда Мороза» Кулиш Ксения, Ильин Витя, Сижук Даша.
Заключение
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование современных педагогических технологий и методов работы с детьми, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на занятиях, систематически закреплялись и применялись в разных видах деятельности детей. Использовались дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащались математические представления через наблюдения и явлений предметов.
Воспитательно-образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды.
Считаю, что цели и задачи, поставленные на этот учебный год выполнены, но есть и проблемы:
• не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак;
• к сожалению, в связи с возрастными особенностями и частой заболеваемостью в группе не всегда высокая посещаемость детей.
Перспективы и задачи на следующий учебный год :
1. Продолжать сохранять благоприятный эмоционально – психологический климат в группе;
2. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
3. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка от трех до пяти лет;
4. Находить и применять инновационные методы, продолжать работу по ведению здорового образа жизни среди детей и родителей;
5. Повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов);
6. Активное участие в мероприятиях ДОУ.