Елена Загвоздкина
Аналитический отчёт и презентация портфолио воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Загвоздкина Елена Михайловна воспитатель детского сада №4. Разрешите представить вашему вниманию мой аналитический отчёт. Целью, которого является – самоанализ и самооценка моей профессиональной педагогической деятельности.
Публикация «Аналитический отчёт и презентация портфолио воспитателя детского сада» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Портфолио воспитателя и педагога
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Основным направлением моей педагогической деятельности в соответствии с образовательной политикой Российской Федерации, Свердловской области, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и другими нормативными документами является создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В наше время ценятся люди: обладающие широким запасом знаний, мыслящие оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций, творческие, легко адаптирующиеся к новым условиям. Тема, над которой я работала: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста».
Данная тема актуальна. Познавательное развитие – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью обогащения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации в окружающей жизни и формирования на этой основе познавательных процессов.
В соответствии с требованиями с ФГОС ДО, воспитателей ориентируют на развивающее обучение, необходимость использования новых технологий, современные подходы к организации познавательной деятельности дошкольников требуют изменения отношений педагогов и воспитанников.
Задачи поставленные на межаттестационный период:
- внедрить современные технологии в воспитательно-образовательный процесс;
- разработать проекты по познавательной активности детей дошкольного возраста;
- привлечение родителей в образовательный процесс посредством современных форм взаимодействия.
Свою работу за межаттестационный период выстраивала через все виды детской деятельности, пропустила через все направления: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Одним из пяти направлений является познавательное развитие.
Познавательным развитием ФГОС предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных; представлений о социокультурных ценностях нашего народа; представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На первом этапе своей работы провела наблюдение и мониторинг качества освоения образовательных областей (целевых ориентиров) – «Познавательное развитие» с учетом ФГОС по методике Ю. А. Афонькиной.
Результаты мониторинга показали, что на первом этапе, на низком уровне развития познавательной активности находилось 6 детей (30%, у детей не развито свойства внимания, любознательность, процессы памяти. На среднем уровне познавательной активности 7 детей (35%, не хватало мотивации к занятиям и стремления довести дело до конца, 7 детей (35%) находилось на высоком уровне познавательной активности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства дошкольников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью был проведен второй этап с применением технологии проектной деятельности.
На основе развития познавательной активности у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. В работе с детьми я решила применить технологию проектной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, это совокупность приёмов, действий воспитанников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектная деятельность, на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности.
Для работы с детьми в дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительское собрание «Роль проектной технологии в развитии дошкольников», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Подготовила ряд консультаций: «Маленькие неудачники» Почему они такие?; «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах.
В проекте «Краса земли - рябинушка», рассмотрев во время экскурсии красавицу рябину, была сформулирована проблемная ситуация, где была поставлена модель трех вопросов «Что мы знаем о рябине», «Что хотим узнать» и «Как узнаем».
Мы читали художественную литературу, разучивали стихотворения; слушали музыкальные произведения; играли в различные игры «Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», «Кто больше ягод соберет», «Допрыгай до рябинки»; рассматривали иллюстраций по теме проекта, после чего изображая рябинку, дети рисовали, делали апликацию, собирали бусы из ягод рябины. В конце проекта организовали развлечения «Именины у рябины», где были проведены игры на закрепление и систематизацию материала. По окончанию проекта была организована выставка детских поделок с использованием листьев и рисунков.
Актуальностью проекта «По сказкам А. С. Пушкина» стало недостаточность знания детей о сказках А. С. Пушкина. Данный проект, сплотил педагогов, детей и родителей. Мы посетили городскую библиотеку, где дети познакомились с биографией поэта, на этом этапе в группе велась образовательная деятельность, направленная на обогащение детей знаниями произведений русского поэта. Детям была представлена презентация – викторина «По сказкам Пушкина», они узнали, что во многих городах нашей Родины установлены памятники русскому поэту. В «Центре книг» добавились новые произведения, что способствовало формированию интереса к книгам, литературным произведениям. В рамках реализации проекта дети показали свои творческие способности в изобразительной деятельности, у детей появилось желание построить из кубиков, конструктора «Лего» и песка сказочные замки. В завершении этого проекта был проведен театрализованный праздник «Пушкинский бал», на котором дети не только показали свои знания родителям, но и побывали в роли главных героев произведений поэта, что способствовало развитию свободного общения взрослых и детей.
В проекте «Вода – источник жизни» была поставлена цель: знакомство детей со значением воды в жизни всего живого на земле. Задача воспитательного процесса развивать познавательный интерес к окружающему миру, поисковую деятельность, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Мной были разработаны презентации такие как : «Вода – это жизнь» «Водоемы России» «Водоплавающие насекомые» представлен доклад ребенком. Родители организовали посещение городского кинотеатра, где мы посмотрели анимационный фильм о водоемах. В реализацию проекта вошло: чтение сказки; заучивание с родителями стихов о родниках и колодцах; во время прогулок проводились подвижные игры; в игровом центре появились дидактические игры, которые помогли детям больше узнать о свойства воды. Как завершающая часть проекта было организовано познавательное развлечение «В поисках источника питьевой воды», где дети смогли раскрыть значение воды в жизни человека, узнать на сколько, мы взаимозависимы друг от друга. После завершения проекта был создан видеофильм «Вода – источник жизни», с которым мы решили поучаствовать в городском конкурсе видеофильмов «Вода – источник жизни», где заняли 2 место и областном конкурсе «Камертон», где стали дипломантами в номинации «Кино и видеофильмы».
Продолжая проявлять интерес детей и к окружающему миру, наряду с развитием познавательной активности был реализован проект «Сани, санки, саночки». Детям была представлена презентация «Саночки». Они узнали, как появились первые сани, определили роль саней в жизни человека. В сотрудничестве с музыкальным руководителем и физкультурным работником был организован спортивный досуг детей «Зимние забавы», где проводились сюжетно-ролевые игры с санями. Расширить знания традиций и обычаев культурного наследия своего народа помогло знакомство детей с народным праздником «Екатерина-Санница». В образовательной части дети получили навыки нетрадиционных техник рисования и аппликаций. Результатом проделанной работы, была представлена выставка картин выполненных данной техникой (дети совместно с родителями) в группе обогатилась развивающая предметно-пространственная среда. Опыт работы был представлен на городском методическом объединении в представлении мастер – класса по теме «Техника кинусайга как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».
Опрос детей по модели 3-х вопросов привел к спонтанно возникшей ситуации и решению реализовать проект «Коса – девичья краса». В рамках реализации проекта была организована экскурсия в парикмахерскую, после рассказ парикмахера о профессии прошла словесная игра «Профессия – действие». В работе над проектом использовала нетрадиционные методы по математическому развитию. В познавательно – исследовательской деятельности измеряя длину косичек у девочек, пользовались не только сантиметром, линейкой, но и разные предметы (карандаш, ладонь, палец). Так мы узнали о старинных измерениях длины. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В нерегламентированной деятельности применяли сюжетно-ролевые игры.
При отборе содержания занятий учитывала мотивы, желания детей, их склонности и интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности. Для меня является важным выработать стратегию сотрудничества с родителями и установить тесный контакт. В процессе проекта провела открытое занятие для родителей «Открытка для мамы». Родители стали участниками проекта в театрализованном действии.
Оценка результатов свидетельствует о том, что проекты, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. У детей появляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных её видах, развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности. Дети не только приобретают новые знания, но и применяют их на практике.
Результаты повторного мониторинга качества освоения образовательных областей (целевых ориентиров) – «Познавательное развитие» на третьем этапе показывают, что произошли существенные изменения в уровне развития качеств «любознательный, активный».
На низком уровне развития познавательной активности мониторинг показал отсутствие детей, на среднем уровне познавательной активности оказалось 8 детей (40%, наибольшее количество 12 детей (60%) находились на высоком уровне познавательной активности.
После проведения первого этапа мониторинга уровень развития познавательной активности детей на втором и третьем этапе стал значительно отличаться.
Такого роста познавательной активности детей я добилась, как мне кажется, благодаря использованию разработанных мной проектов.
Поиск новых путей, решения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, связаны с необходимостью выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Стимулировать активность, развивать логическое мышление и творческие способности дошкольников помогают мне информационно-коммуникационные технологии. В работе с детьми успешно применяю игры и упражнения, разработанные с помощью программного обеспечения Power Point. Мною были составлены презентации, что позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового качества знаний. Современные технические средства используются так же при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний, консультаций. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми помогает мне повысить развитие интересов детей, познавательную мотивацию.
Эффективно применяю технологию музейной педагогики. Для формирования познавательного интереса детей совместно с родителями были созданы такие мини-музеи как: «Ай да сани», «Музыкальные инструменты», «Коса – девичья краса», «Мини-книжка» и другие. Использование данной технологии способствовало расширению кругозора детей, обогащение активного словаря дошкольников. Дети увлекаются сбором простых коллекций, ведь практически каждый ребенок может участвовать в работе мини-музея.
В результате работы по организации музеев обогатился словарный запас, расширился кругозор детей. Применение на практике технологии музейной педагогики ведет к развитию познавательной активности речевого развития дошкольника.
Чтобы помочь ребенку раскрыть себя, я решила предложить родителям воспользоваться технологией «Портфолио дошкольника», так как портфолио дошкольника - это, прежде всего, первый шаг в открытии ребенка своего «Я» : собственных чувств переживаний, побед, разочарований.
Преимуществом технологии «Портфолио дошкольника» в детском саду, является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
На данный момент я сделала вывод, что совместная работа педагога, родителей и детей в создании портфолио дошкольника - это способ проследить развитие каждого ребенка, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства.
Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей. Первой задачей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В совместной работе с медицинским работником основной акцент уделялся формированию у детей привычки заботиться о своем здоровье.
Для реализации поставленной цели сделала подборку подвижных игр детей на прогулке, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, гимнастик после сна с музыкальным сопровождением, включила участие родителей в совместные спортивные развлечения с детьми. В формировании двигательной активности я организовала в сотрудничестве физкультурным работником спортивный досуг детей в проектной деятельности, также были проведены спортивные мероприятия «Зимние забавы», совместно с родителями организовали конкурс «А ну-ка, мальчики!», спортивную игру «Зарница», у детей сформировалось представление о данной игре, как о мирном соревновании с целью физического и патриотического совершенствования людей. Дети участвовали в спортивном мероприятии «Спортивный детский сад», посещали секцию тенниса. Целью данных мероприятий является развитие спортивных навыков. В зоне физического развития созданы условия для занятий двигательной деятельностью. Благодаря систематической работе в контакте с медицинским работником, использованию разнообразных методов и средств оздоровления воспитанников в группе снизилась заболеваемость.
Организация воспитательно-образовательного процесса не возможна без моделирования развивающей среды, поэтому в течении межаттестационного периода систематически меняла пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями детей и с тематическим планированием образовательного процесса. Для всего этого я создала развивающую предметно – пространственную среду группы безопасной, вариативной, содержательно-насыщенной, доступной.
Являюсь активным участником в конкурсах детского сада, где занимаю призовые места, все грамоты представлены в портфолио.
Особое внимание созданию условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре «Дорожной безопасности» имеются сюжетные иллюстрации, мной был разработан лэпбук «Правила дорожного движения».
Лэпбук – это пособие, которое является средством развивающего обучения, предлагает использование современных технологий.
Цель нашего лэпбука формировать систему знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.
Лэпбук был представлен на городском смотре - конкурсе по правилам безопасности дорожного движения «Зебра», мы заняли 2 место.
На формирование нравственных основ личности у детей через дружеские взаимоотношения была направлена совместная работа подборки художественной литературы, мультфильмов о дружбе, вместе с детьми читали, смотрели, рассуждали. Так же в группе была традиция проведение дней рождений в детском саду. Для этого я разработала ряд сценариев: «Поезд Екатерины-Санницы», «Путешествие в Париж», «Страна Смешарики». Подготовка к праздникам объединяла всех: и родителей, и детей и воспитателей. Приходили гости – клоуны, сказочные герои. Всё заканчивалось чаепитием, дарением подарков, которые дети изготовили сами.
Большое внимание уделяю развитию речи детей. Ознакомившись с методической литературой, материалами интернета по этой теме я выбрала следующее: у детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев. Знакомила детей с пальчиковой гимнастикой, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. Разработала картотеку «Пальчиковые игры». Для приобщения родителей провела родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей».
В режимных моментах использовала Су-джок терапию, что способствовало стимуляции высокоактивных точек, так же применяла ручной массаж пальцев проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. В индивидуальной работе с детьми я использую дыхательные упражнения, они развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
Развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали, положительно влияет на нервную систему. Результатом нашей работы была оформлена стена группы.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, су-джоктерапия, дыхательная и артикуляционная гимнастики, продуктивная деятельность позитивно влияет на развитие речи и интеллекта детей. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Результатом работы является положительная динамика показателей речи детей (значительно увеличился словарный запас, речь стала более насыщенная глаголами, прилагательными)
Прививая художественно-эстетический вкус дошкольникам, создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей помог проект – «Живи старина». Образовательная часть проекта – систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах, повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности, обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
Совместно с музыкальным работником мы поставили цель расширить представление о музыкальных инструментах. В рамках проекта дети посетили музыкальную школу, где прослушали не только музыкально литературные композиции и познакомились с историей русских музыкальных инструментов. Слушание музыкальных сказок Е. Железновой с игрой на музыкальных инструментах совместно с музыкально-дидактическими играми помогли закрепить знания детей в представлении музыкальных жанров, развивать наблюдательность и речевой слух.
Уделяю особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка. Проводя работу с родителями, сделала следующие выводы: многие родители не уделяют должного внимания в вопросах воспитания.
Поэтому, в свою деятельность, я, несомненно, включаю родителей.
В работе с родителями использую разнообразные формы, организовывая родительские посиделки, проводила мастер-классы: «Игры в период адаптации детей к детскому саду», где родители были участниками сюжетно-ролевой игры; «Техника кинусайга в работе с дошкольниками» помогла привлечь родителей к творческой активности, в работе с проектной деятельности.
Систематически меняла информации в «родительском уголке».
Работая с детьми раннего возраста и наблюдая, как они увлечены игрой со старой развивающей доской, я задумалась и решила изготовить свою умную книжку, в которую я бы хотела включить обучение детей путем развития познавательных способностей ребенка. В результате после показа мастер-класса и консультации для родителей, у нас получилась не только совместно созданная развивающая книга, но мы еще смастерили «Бизиборд» развивающий домик на колесах.
Результатами сотрудничества с родителями можно считать: помощь в совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды; участие во всех творческих мероприятиях детского сада, города (выставки, конкурсы); участие на праздниках и развлечениях: из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками совместных встреч. Стараюсь поддерживать интересы и творческие успехи своих воспитанников и их родителей.
Результатом совместной деятельности с родителями стало успешное участие детей в городских и областных конкурсах
Представила опыт коллегам детского сада и на городских методических объединениях для педагогов детских садов города
Сообщаю о себе следующие сведения, представленные на экране.
В 2015 г. Прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж № 2» по программе «Педагогическая деятельность воспитателя в дошкольной организации»
- стаж педагогической работы (по специальности) – 2 года 2 месяца.
Награждена благодарностями от социальных партнё ров:
- 2016 г. – благодарность за помощь в привлечении и подготовке участников конкурсов в семейном клубном формировании «Содружество»;
- 2016 г., 2017 г. – благодарности МАУ Дворец Культуры «Металлург» за подготовку участников в городских выставках и конкурсах.
34 слайд
Сведения о повышении квалификации:
•2016 г. ООО «Агентство информационных и социальных технологий Учебный центр «Всеобуч», «Реализации ФГОС дошкольного образования в дошкольной образовательной организации» 72 часа
•2016 г. Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Семинар «Актуальные вопросы формирования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современных образовательных организациях».
•2015г. АО «Издательство «Просвещение» Вебинар Соловьевой Е. В. (детский психолог, кандидат педагогических наук, научный руководитель программы «Радуга») «Дошкольник: образование и развитие, особенности общения. Средний дошкольный возраст: 4-5 лет» 2 часа