Ирина Ивасенко
Аналитический отчет воспитателя старшей логопедической группы о сформированности интегративных качеств у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ивасенко И. А.
Аналитический отчет о сформированности интегративных качеств у детей старшей логопедической группы № 4 за 2012-2013 год.
Списочный состав детей группы-15 человек : 9 мальчиков и 6 девочек, имеющих ОНР, 12 детей с 3 уровнем и 3 ребенка с 2-3 уровнем речевого развития.
Перед воспитателями логопедической группы стояли коррекционные задач:
Публикация «Аналитический отчет воспитателя старшей логопедической группы о сформированности интегративных качеств у детей» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения, поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях в бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
Мониторинг сформированности интегративных качеств у детей группы проводился в сентябре 2012 года и выявил следующие показатели:
-высокий уровень-27% (4 ребенка)
-средний уровень-60% (9детей)
-низкий уровень-13% (2 детей : Клявин Ваня и Ширяев Ярослав)
Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые:
1. формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования;
2. являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие, интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах;
3. способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем, адекватных возрасту.
Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).
В соответствии с теоретико-методологической основой определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности.
№
Параметры планируемых итоговых результатов освоения программы
Интегративные качества ребенка
1
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками
Высокий уровень-33,3%
Средний уровень-46,7%
Низкий уровень-20%
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2
Любознательный, активный.
Высокий уровень-53,3%
Средний уровень-33,4%
Низкий уровень-13,3%
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3
Эмоционально отзывчивый.
Высокий уровень-40%
Средний уровень-46,7%
Низкий уровень-13,3%
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Высокий уровень-46,7%
Средний уровень-53,3%
Низкий уровень-0%
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
5
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Высокий уровень-26,7%
Средний уровень-73,3%
Низкий уровень-0%
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.)
6
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Высокий уровень-26,7%
Средний уровень-53,3%
Низкий уровень-20%
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Высокий уровень-46,7%
Средний уровень-53,3%
Низкий уровень-0%
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Высокий уровень-26,7%
Средний уровень-66,6%
Низкий уровень-6,7%
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Высокий уровень-33,4%
Средний уровень-53,3%
Низкий уровень-13,3%
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
В мониторинге отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности : высокий, средний, низкий уровни.
Мониторинг детского развития в МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 137 в группе № 4 (логопедической) проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют воспитатели группы, учитель-логопед. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг освоения образовательной программы проводился воспитателями группы на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Образовательную программу «Школа 2100» за старшую группу освоили 87% детей группы (это 13 человек) и лишь 13% не освоили эту программу (2 ребенка).
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется воспитателями группы, учителем-логопедом. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
В ходе мониторинга детского развития воспитатель при участии учителя - логопеда заполняет таблицу.
Высокий уровень сформированности интегративных качеств у 40% -6 детей : Глибовицкая Маша, Кравчук Наташа, Лямина Даша, Трофимова Анна, Шкаликов Егор, Фирсова Лиза,
средний уровень- 46,7% -7 детей,
низкий- 13,3% -2 ребенка: Клявин Ваня, Ширяев Ярослав.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем :
- наблюдений за ребенком;
- бесед;
- экспертных оценок;
- тестов;
Мы не стремимся дать как можно больше знаний детям, научить их читать, писать, а пытаемся в разумных пределах и согласно возрастным особенностям:
• выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;
• обеспечить ресурсы для самореализации детей, подготовке их к достижению жизненных успехов, приучить к самоконтролю и саморегуляции;
• содействовать передаче культурных традиций, опыта предшествующих поколений;
• обучить детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовить к успешному осуществлению функций, соответствующих ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы.
Результаты мониторинга доводим до сведения родителей в индивидуальном порядке. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи-один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.
Нецеленаправленность или бессистемность работы родителей с детьми приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей у детей (Ярослав Ширяев, Тимофей Малинин, Олег Уткин).
С родителями проводилась коллективная работа (родительские собрания, консультации, индивидуальные формы работы (беседы, присутствие на занятиях воспитателя и учителя-логопеда, консультации, практикумы, где воспитатели и учитель - логопед демонстрируют приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома). Родителям даны рекомендации: продолжить работу над культурно-гигиеническими навыками; работу по овладению средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.