Светлана Ивановна
Аналитический отчет во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика группы :
В 2015-2016 учебном году вторую младшую группу на начало года посещали 17 детей в возрасте от 3 до 4 лет, из них 7 мальчиков и 10 девочек.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек, но быстро и продуктивно разрешаются.
Публикация «Аналитический отчет во второй младшей группе» размещена в разделах
Работа группы № 9 «Пчелка» осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад № 27 «Колосок» на 2015- 2016 учебный год.
Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:
1. Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учетом основной образовательной программы ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.
2. Развивать художественно - творческие способности воспитанников через различные виды детской деятельности.
3. Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросе духовно-нравственного воспитания детей четвертого года жизни посредством русской народной сказки.
5. Внедрение активных форм взаимодействия с родительской общественностью.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно - гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводилось медицинское, педагогическое обследование воспитанников, подтвердившее положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной образовательной программой ДО, комплексно - тематическим планированием, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Работа по темам велась не только в организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения организованной образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно - образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.
В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми:
новогодний утренник «Новый год стучится в дверь»(декабрь, зимний спортивный праздник (январь, «Праздник мам и бабушек»(март, вечер досуга «Мама- счастье мое», «Посиделки», инсценировали сказки «Теремок» и «Колобок» для родителей, открытое занятие «В гости к сказкам», изготавливали подарки для родителей на 23 февраля и 8 Марта. А также воспитанники приняли участие в конкурсе «Я талантлив».
Работа по духовно-нравственному воспитанию велась в соответствии с перспективным планом и проводилась как в группе, так и при посещении музея «Русская горница», в рамках которой я познакомила детей с кухонной утварью, народными инструментами, куклами наших бабушек, жителем русской народной избы - домовенком Кузей, ребята узнали, как на Руси наши предки встречали весну и т. д.
Мною совместно с детьми был реализован проект «Сказка ложь, да в ней намек…».
В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты:
1. Дети усвоили такие нравственные категории, как добро-зло, трудолюбие-лень, послушание - непослушание и т. д. и самое главное они сдружились между собой, у них появились взаимовыручка.
2. Видна положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
3. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия только с участием детей.
В результате анализа полученных результатов были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на дисциплину детей и более активное участие в жизни группы и ДОУ родителями воспитанников.
В течение года в группе систематически проводила работа по взаимодействию с родительской общественностью. Работа велась в соответствии с перспективным планом, в котором указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация.
Проведены 3 родительских собрания:
1. «Помогите мне это сделать самому или я – сам!», прошло в форме круглого стола (октябрь 2015 года).
2. «Маленький тиран»…или что такое КРИЗИС 3-х ЛЕТ и как его преодолеть?» в форме мастер-класса (январь 2016 года).
3. Итоговое собрание (май 2016 года).
В течение года родителям было предложено посетить группу в качестве помощника или гостя группы. В свою очередь родители шли на контакт с трудом в силу своей занятости, но старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в проекте «Сказка ложь, да в ней намек…» и в выставках: выставки поделок из бумаги «Бумагопластика», выставка семейного творчества «Чудесные превращения», поделок «Рождественский ангелок», самодельных книжек – малышек по сюжетам русских народных сказок, конкурсе «Счастливых выходной день».
Большой популярностью у родителей пользовались «Дни открытых дверей», где родители знакомились с режимными моментами, организацией воспитательно-образовательного процесса, посетили открытое занятие.
Наиболее ярким было следующее мероприятие: был проведен день открытых дверей по художественному творчеству «Красивый коврик в подарок маме», который доставил огромное удовольствие и малышам их мамам и бабушкам. Дети прочитали стихи, подбирали нежные, ласковые слова для своих мам, танцевали и играли, рисовали полосатый коврик и вручили подарки, сделанные своими руками, мамам и бабушкам.
Перед началом мероприятия была предложена схема анализа поведения ребенка, с помощью которой мамы отмечали особенности процесса выполнения ребенком задания, как реагирует на затруднения или неудачи, как оценивает полученный результат. Каждый из них смог увидеть своего ребенка в процессе творческой деятельности.
Итоговое анкетирование родителей по исследованию удовлетворенности работы воспитателей нашей группы показало, что более 70% родителей довольны качеством нашей работы.
Плодотворной оказалась работа по обновлению развивающей предметно- пространственной среды в группе : были куплены игрушки, игры, оборудование, пособия, оформлен уголок по художественному творчеству.
В нашей группе предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Уголок творчества, где в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, тесто для лепки, стеки, ножницы, глина, цветной песок, фломастеры, цветные медки, иллюстративный материал и т. д.) и игры с фланелеграфом («Собери картинку», «Собери букет», «Капельки» и т. д., что способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, теста и т. д. Детские творческие работы выставляются на «Стене творчества».
Центр речевого развития представлен книжным уголком, где расположились игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Рядом с центром речевого развития расположен книжный уголок. Здесь представлены детские сказки и рассказы, соответствующие возрасту детей, подборка тематических иллюстраций.
Материал по конструированию хранится в специально отведенных для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещен в игровой зоне, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор).
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь мы создаем условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В центре природы имеется: календарь погоды, познавательные энциклопедии, книги о природе, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, также материалы, активизирующие познавательно – исследовательскую деятельность (различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, картотека проведения экспериментов и т. д.) В процессе проведения несложных опытов, детки превращаются в любознательных испытателей. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения, который размещен рядом с уголком природы - это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
В театральном центре размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный. Большое зеркало рядом с уголком ряжения привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себя интересный образ.
Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи и сенсорные способности – это центр развивающих игр.
В игротеке также имеются игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели, такие как, «Цвет», «Что к чему», «Паровозик для зверят», «Уютный домик», т. д.
Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
При создании предметной развивающей среды я учитываю гендерную специфику. Среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, и т. п. ; у мальчиков - детали военной формы (фуражки, бескозырки, разнообразные технические игрушки, конструкторы.
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашей группы соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду группы атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Для познавательно речевого развития: наборами счётного материала, комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец. техника и т. д.).
Для социально-коммуникативного развития: дополнить дидактическим материалом по патриотическому воспитанию, комплектами наглядно – иллюстративным материалом по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение).
Для художественно - эстетического развития: учебно-методическим материалом на темы «времена года», наглядно – дидактическими пособиями по декоративному народно – прикладному искусству.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные ( например: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д., так и нетрадиционные методы работы (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезеологические упражнения, элементы ТРИЗ и т. д.).
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность форм и методов работы позволяет педагогический мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Мониторинг качества освоения детьми основной образовательной программы за 2015 -2016 учебный год показал следующие результаты: материал по всем образовательным областям усвоен на высоком и среднем уровне.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе организованной образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционные и нетрадиционные методов работы, позволяющих развивать соответствующие навыки.
В течение года мною было проведено открытое занятие по мотивам русских народных сказок «В гости к сказкам», выступила на пед. совете с отчетом «День открытых дверей как одна из активных форм взаимодействия с родительской общественностью», опубликовала на персональном сайте Маам конспект ООД «В гости к сказкам». Все это способствовало творческому и профессиональному росту.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы: не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад, воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак, не полностью укомплектованы центры патриотического воспитания и сюжетно-ролевых игр, необходимо закупить настольно-печатные и дидактические игры, по результатам мониторинга самыми проблемными оказались образовательные области "Социально-коммуникативное развитие" и «Речевое развитие»; и достигнуты успехи: разработан и реализован проект «Сказка ложь, да в ней намек…», дети научились самостоятельно одеваться, свободно выражать свои потребности и желания посредством речи, овладели основными навыками двигательной культуры, дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, имеют возможность свободного доступа в уголки развития.
Результаты деятельности группы № 9 за 2015-2016 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2016-2017 учебный год:
-продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
-совершенствование работы по взаимодействию с родителями, при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи;
-продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО;
-повышение уровня педагогического мастерства, путем самообразования, обмена опыта работы, посещение мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства;
-активное участие в мероприятиях ДОУ.