Марина Лебедь
Аналитический отчет педагога-психолога за 2013–2014 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В течение 2013-14учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом: диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая работы, профилактика и просвещение.
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом 177 человек. Это 90%, так как всего в детском саду 196 воспитанников.
Публикация «Аналитический отчет педагога-психолога за 2013–2014 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
А) диагностика познавательного развития (внимание, мышление, память, восприятие, общение, речь).
Б) применялась непрямая экспресс - диагностика уровня психического развития: познавательная и речевая сферы.
В) выявление детских страхов, использовалась методика «Страхи в домиках».
Г) выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявления наличия агрессии.
Д) положение детей в группе (степень их популярности или отверженности).
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участником образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду. В процессе наблюдения за адаптационным процессом велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
Из бесед с воспитателями, родителями, в ходе комплексного исследования у 43% малышей наблюдалась легкая адаптация, у 45% - адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация у 12% малышей. Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
Особое внимание обращалось на работу с детьми, которые имеют типичные проблемы в развитии (агрессивные, гиперактивные, застенчивые и тревожные, а так же работе с одаренными и способными дошкольниками. Педагогам и родителям каждой категории детей давались индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с «трудными» дошкольниками.
В подготовительных группах в начале, середине и конце учебного года было проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников готовности к школе. Используя тест Керна Иерасека и другие методики готовности к школе выяснилось, что на конец 2013-14 учебного года, оценка полученных результатов следующая: высокий уровень готовности к обучению в школе – 44%; средний уровень готовности к обучению в школе – 54%, низкий уровень готовности к школе – 2%.
Тест по определению уровня развития вербального мышления показал следующие результаты (результат теста - это сумма баллов «+» и «-», достигнутых по отдельным вопросам). Очень высокий- 14%; высокий – 49%; средний- 31%; низкий – 2%; очень низкий – 4%.
Исследуя мотивационную готовность использовалась методика исследования мотивации М. Р. Гинзбург. С помощью этой методики определился уровень мотивационной готовности будущих первоклассников. Внешний мотив - 8%, учебный – 80%, игровой – 27%, позиционный – 18%, социальный – 53% и отметка – 57%. Результаты методики показали, что у выпускников преобладает учебный мотив, отметка и социальный мотив.
В течение 2013-14 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по следующим программам:
• Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Автор И. Ярушина.
• Программа по развитию внимания. Коррекционные занятия для детей 5-7 лет. Игровая мозаика. Автор Е. Бармашова.
• Программа психологического обследования уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Авторы Вотчель Е. В., Столбунова О. В, Чмырь Г. В.
• Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Автор-составитель М. Р. Григорьева.
Таким образом, по итогам диагностической работы составлен банк данных на детей, нуждающихся в психологической помощи (36 воспитанников).
Работа с педагогами проводилась по следующим направлениям:
16 октября 2013 года на базе нашего детского сада прошло районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей. Педагогом-психологом была проведена релаксация «Учитесь управлять собой».
12 марта 2013 года на нашей базе прошел районный теоретический семинар учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему : «Организация работы ПМПк в условиях ДОУ». На семинаре подготовила доклад и выступила с презентацией на тему: «Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения». «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения».
Принимала активное участие в выездной мобильной группе, оказывая психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
В течение учебного года принимала активное участие в работе ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Выступала на плановых и внеплановых консилиумах с докладами, готовила основную документацию на направление ребенка на Центральную пихолого-медико-педагогическую комиссию в г. Белгород.
В течение учебного года принимала участие в заседаниях педагогического совета по плану работы ДОУ, в проведении тематического праздника посвященного Дню знаний, Новогодних утренников, 8 марта; подготовке мероприятия к Международному дню инвалидов; «Дошколенок года».
Веду подписку районной газеты «Наша жизнь». Активно участвую в благотворительных акциях: «Белогорье - Крыму», «Белый цветок», «Красный крест». Являюсь членом профсоюза, партии «Единая Россия».
Явлюсь активным пользователем педагогических интернет сообществ : МААМ. ru, систематически размещаю на сайте ДОУ психологический материал для родителей и педагогов, печатаюсь в районной газете «Наша жизнь». Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ. В ноябре 2013 года успешно прошла аттестацию на высшую категорию. Учувствую во всероссийских конкурсах с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. 1 ребенок получил диплом победителя 1-ой степени во всероссийском дистанционном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пластилиновая иллюстрация».
Работа с родителями проводилась по следующим направлениям:
В начале учебного года в выпускных группах выступила с докладом на родительском собрании, где дала конкретные рекомендации по подготовке детей к школе. На яслях провела собрание, на котором познакомила родителей с возрастными особенностями детей 2-3 лет, и дала рекомендации по адаптации малышей к условиям ДОУ.
В сентябре- октябре, по запросам родителей средней и старшей групп провела родительское собрание на тему: «Ребенок 4-5 лет», «Возрастные особенности детей 5-6 лет», на которых родители получили информацию о возрастных особенностях этих возрастов, предложила тест на определение темперамента.
В конце учебного года для родителей выпускных групп провела родительское собрание, на котором познакомила с результатами готовности воспитанников к обучению в школе, представила советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников в форме презентации. В ходе собрания ответила на многие возникшие вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе, индивидуальные проблемные вопросы, волнующие родителей выпускников.
На протяжении всего 2013-14 учебного года проводила анкетирование, консультирование и просвещение родителей и педагогов, особенно просвещение по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, других необходимых документов) с неблагополучными семьями и семьями «Группы риска», родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.
Ежеквартально оформляется уголок «Азбука для родителей», где размещается информация, которая помогает повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.
В течение учебного года пополняла библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Таким образом, я, как педагог-психолог контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
Перспективные направления на будущий год
Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).
Работа с педагогами по оптимизации взаимодействия с детьми.
В работе с детьми – коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы.
Результаты работы: проведенная в 2013-2014 учебном году, носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению за счет индивидуальных занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.