Анна Едукина
Аналитический отчет педагога-психолога за 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет педагога-психолога МОУ «ЧНОШ» за 2018-2019 у. г.
В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и участниками педагогического процесса.
Публикация «Аналитический отчет педагога-психолога за 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Цель работы: осуществление психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создание социально-психологических условий для развития предметно-образовательной среды, обеспечивающей психофизическое здоровье младших школьников, их эмоциональное благополучие, а также межличностное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса – детей, родителей, педагогов.
Задачи:
• Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации маршрута;
• Содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
• Вести работу, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;
План работы на учебный год составлен в следующих направлениях: психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
В неделю (5ч) проводятся психологические занятия «Азбука общения» для учащихся «группа риска», с целью снятия эмоционального напряжения, научить учащихся выражать свои чувства, понимать свое настроение и чувства близких людей. Занятия посещают: 17 учащихся (1-4) классов (иногда приглашались выборочно). Проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с 2,3 классы – 9 учащихся. В течении полугодия прошли занятия по плану и графику, в основном тренинги психологические и развивающие игры, психогимнастика, индивидуальные беседы, консультации, коррекционные упражнения, развивающие память, воображение, речь и т. п.
В октябре-ноябре проведено исследование первоклассников с целью выявления готовности к школьному обучению. Проведены 3 тестирования: 1) Тест К. Йерасика для определения насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. 2) опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасика; 3) Шкала тревожности Сирса; Участников исследования: 34 учащихся. По результатам исследования I теста: высоким уровнем – 21%; средним уровнем – 56%; ниже среднего – 21%; низким уровнем – 2%; По (IIтесту) опроснику ориентировочного теста школьной зрелости о развитии мыслительных операций: высокий уровень – 15%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 47%; А также для определения уровня тревожности первоклассников использована методика «Шкала тревожности Сирса». Участников: 34. Низким уровнем – 59%; средним уровнем – 6%; высоким уровнем – 0; не обнаружена тревожность – 35%; Рекомендовано: Классным руководителям вести индивидуальную работу с Слепцовым Димой (1б) и Каменским Андреем (1в) по снятию тревожности и дезадаптации к школе. С этими обучающимися проводятся занятия по коррекции поведения. Для родителей первоклассников проведено анкетирование с целью определения самочувствия ребенка, его адаптации к школе. Всего участвовало в анкетировании – 29 родителей. С итогами исследования родители ознакомлены на родительском собрании. Даны рекомендации родителям: важно всячески поддерживать своего ребенка, искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, укреплять учебную мотивацию ребенка. Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Посещено 2 родительских собрания (1б,1в классах). Посещены уроки первоклассников – 7 уроков (1б,1в) у учителей: Наумовой В. Н. (1в, Шкулевой Р. И. (1б, музыки Улановой Н. И., физкультуры Садовникова О. И. В ходе установлено, что адаптационный период первоклассники проходят успешно. Педагогам рекомендовано поддерживать и помогать обучающимся преодолевать трудности в обучении. По преемственности первоклассников проведено собрание с работниками ДОУ, где озвучены результаты исследования первоклассников. Работники ДОУ ознакомлены с мониторингом исследования первоклассников готовности к школе за 3 года. За 3 года исследовано: 100 первоклассников. По 1му тесту: высоким уровнем – 36; средним – 55; ниже среднего – 8; низким-1; По 2му тесту: высоким – 22; средним-46; низким- 32; Вывод: По итогам мониторинга видно, что по 1му тесту низким уровнем первые два года –нет, тогда как в 2018г – 1; По 2му тесту низким уровнем за первые два года – по 8 учащихся, а в 2018г. - 16 учащихся. Можно выделить, что развитие мыслительных операций у детей снижается. По итогам исследований сделан вывод: проблема адаптации 1-в к школе является актуальной. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. В связи с этим, родителям и педагогам вести работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся. В течении полугодия проведены индивидуальные беседы с учащимися по запросу классных руководителей, с целью выявления тех или иных нарушений с учащимися «группа риска» - 18 учащихся. Индивидуальные беседы по нарушению поведения в школе, взаимоотношений с одноклассниками. Беседы с 6-тью родителями на различные вопросы, касающихся их детей. А также с педагогами консультации, касающихся их учеников:13; Посещено на дому – 5 уч-ся «группа риска» с классными руководителями. В рамках МПЗ (осень 2018) для учащихся проведена: Диагностика тревожности обучающихся (Сирса и Спилбергера) (1-4) – 134 уч; Диагностика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Н. В. Кулешовой) (2-4) - 102 уч; Диагностика структуры учебной мотивации школьника» (3-4) – 71уч; Проведены: семинар для педагогов на тему : «Технологии урегулирования конфликтов»; анкетирование педагогов по методике «Насколько хорошо вы справляетесь со совей работой»». Участников: 10. В анкете 10 вопросов с целью определить умение оценить в какой степени находится педагог под властью внешних обстоятельств. Выводы: 30% участников умеют использовать свое время, для организации своей работы, 70% научиться использовать свое время со смыслом. Педагогам распечатаны методические рекомендации «Обеспечение благополучия и безопасности детства» для использования в проведении классных часов. Коррекционные и психологические занятия для учащихся «группа риска» проводились по плану и единому расписанию. Занятия посещают: 10 учащихся (2в, 3в,3б). Все занятия проводятся в игровой форме. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Проведено родительское собрание для родителей «группа риска» на тему: «Как общаться с ребенком». Участие приняли: 6 родителей. Некоторые родители не подошли по уважительной причине. В рамках МПЗ во всех классах проведены психологические игры с целью снятия тревожности, эмоционального напряжения. Задействованы: 138 обучающихся. Изготовлены дидактические материалы для коррекционных занятий (карточки). В рамках месячника ГО в классах проведена психологическая игра «Я и экстремальная ситуация». Посещены открытые классные часы Слепцовой У. И. (2а,4а) на тему: «О ТБ на льду, дома, на дорогах», Агафоновой Т. В. (3в) на тему: «День ГО». Педагоги в доступной форме довели детям, «что такое ГО?», о том, как нужно вести и соблюдать правила ТБ, чтобы сохранить здоровье и жизнь себе, и другим людям. Использовались презентации. Из числа детей «группа риска» участвовали в конкурсе рисунков: «Осенняя фантазия», всего 8 участников. Вручены Дипломы победителям и за участие. Дуткина Ганна (2а) – I место; Скрыбыкин Лев (2в) – II место; Антонов Алеша, Павлов Рустам – III место; Во II четверти проведена диагностика УУД (методика «Градусник» (Н. П. Фетискина) для определения эмоционального состояния (2-4 классах) всего участников: 83; 63% - слабая; 14% - средняя; 4% - высокая; очень высокая – 19%; Диагностика познавательной УУД (2-4) ( исследование умственного развития: 85; 24% - высокий; 61% - средний; 15% - низкий: Рекомендации : классным руководителям выстроить дальнейшую коррекционную работу для развития словарного запаса обучающихся, умения абстрагировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать отношения и логические связи между предметами, интеллектуальные операции обобщения. Диагностика коммуникативных УУД в 1в классе по методике «Тарелочка» (Г. А. Цукерман) с целью изучения сформированности навыков взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. Участников: 12 (6 пар). По результатам диагностики обучающиеся достигли цели, по работам учащихся видно, что при выполнении задания дети пришли к согласию, сформированность навыков взаимодействия 50/50. В связи с участившимися агрессивными поведениями обучающихся создана программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «Прогоним гнев». В течении полугодия выявлено 7 обучающихся с агрессивным поведением (6 мальчиков и 1 девочка, с которыми проведены: диагностика поведения, отношения в семье, индивидуальные беседы, беседы в присутствии родителей, директора школы Черемкиной Н. С., с классными руководителями. Для снятия агрессии проведены тренинги, выставка рисунков на тему: «Необыкновенные мостики» (дружбы, счастья, радости и. тд.). Участников: 6. Велись наблюдения со стороны классных руководителей. К концу полугодия со стороны этих обучающихся не наблюдалось агрессивное поведение. Все обучающиеся охвачены внеурочными делами, являются участниками внеклассных и спортивных мероприятий. К концу 2 четверти изучена школьная мотивация по (Н. Лускановой) у 5 учащихся: Сакулина Кира (2в) – средняя норма (хорошая); Андреев Миша (2в) – высокий уровень; Ярков Юра(4в) – низкий уровень; Антонов Алеша (3б)- ниже среднего; Бережнов Егор (3б) – средний уровень (хорошая);
Выводы: На все проведенные мероприятия составлены справки. Во втором полугодии продолжить диагностику УУД; планируется проведение тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения во всех классах, по графику с целью создания положительной мотивации и снятия эмоциональной напряженности детей, обучения навыкам сотрудничества и дружелюбия во взаимоотношениях с окружающими сверстниками.
Во втором полугодии все мероприятия проводились по плану. Психологические занятия «Азбука общения» (5ч) и коррекционные занятия с детьми «группа риска» и «ОВЗ». 08 февраля проведено Анкетирование учащихся 2-4 классов (методика Яшиной, с целью выявления уровня развития у детей качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям, участвовало: 89. Высоким уровнем 20 (21%, средним уровнем – 34(38%, низким уровнем (39%). Для обучающихся 4-х классов проведен тренинг на тему: «Будем сотрудничать!» с целью ознакомления учащихся с основными навыками сотрудничества, формирование эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности. Участников: 33. Мероприятие направлено на создание психологического рабочего настроя, использован прием «Синквейн». В ходе анализа, дети приходят к выводу, что сотрудничать это значит: «Работать вместе, трудиться, находить общий язык, не ссориться.». Выполнено ряд упражнений. Для мальчиков 2б класса (по запросу) проведено по этой же теме тренинг, участников: 6. Для первоклассников диагностика коммуникативных УУД (методика «Тарелочка» с целью изучения сформированности навыков взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. Всего участников: 30. Высоким уровнем- 14(47%); средним уровнем – 14(47%); низким уровнем (2б) -2 (6%). Вывод: Учащиеся 2б класса умеют работать в паре, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, взаимодействуют друг с другом. Обратить внимание на Мелентьева Славу, который сорвал совместную деятельность, эмоциональное отношение к работе отрицательное. 1в классе видно, что при выполнении задания дети пришли к согласию, сформированность навыков взаимодействия 50%/50%. Низким уровнем не выявлено. Посещено мероприятий коллег: 6. 21 марта участвовала на Видео-конференции, семинаре КДН при РС (Я) на тему «Вопросы психологического сопровождения детей и семей в КДН», где прослушали информацию Елисеевой Н. Д. (кпн, зам) на тему: «Психологическая работа с несовершеннолетними и семьями», из мобильной службы Уваровской А. Н. «Жестокое обращение с детьми». Актированные дни – 16, 17, 30,31 января и 1 февраля. С 14.01.-23.01- на больничном. Консультаций для педагогв-1 (Слепцова У. И.).Индивидуальная беседа (по запросу) учеником 3б класса Слепцовым Данилом (об отношениях с одноклассниками).
С 15 марта по 15 апреля 2019г. в МОУ «ЧНОШ» был проведен МПЗ обучающихся, целью которого, содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в ТЖС;
Для учащихся педагогом-психологом проведены Диагностики УУД: 1)Регулятивных УУД «Методика рисования по точкам» для 1-х классов, с целью выявления уровня ориентировки на заданную систему требований, может ли сознательно контролировать свои действия. Диагностикой охвачено:32 обучающихся. Выявлено: Высокий – 30(94%, сознательно контролирует свои действия. Средний – 2(6%, ориентировка на систему требований недостаточно развита. «Методика рисование бабочки» для 2-х классов, с целью,выявления развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу, наличие ориентировки; Выявлено: 1 уровень – 9 (31%); 2 уровень – 11(38%); 3 уровень – 12(41%);
2) Коммуникативных УУД для 3-4 классов методика (модифицированная проба Ж. Пиаже; «Ваза с яблоками», с целью проверки умения действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера); Охвачено: 61 обучающихся. Выявлено: Высоким уровнем – 45 (74%) ( ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех 4-х рисунках расположение яблок соответствует позиции художника. Средним уровнем – 4 (6%( частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника. Низким уровнем – 12(20%) ( ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствует позиции художника. Для 3-4 классов проведено анкетирование «Фрейбургская анкета» по выявлению уровня агрессивности, охвачено: 53 обучающихся, выявлено: Нормальный – 47 (89%); повышенный – 6 (11%); низкий – 0; Были проведены психологические занятия с тренингом для 1,2, 4 классов: «Путешествие в будущее» для4-х классов, с целью снятия тревожности и напряжения, умения работать в группах, создание условий для формирования позиции выпускника начальной школы. «Солнышко в лучах» для 2-х классов, с целью повышения самооценки обучающихся. Вывод и рекомендации: По итогам диагностики выявлено 2 учащихся с низким уровнем самооценки. Лебедев Сеня (2а) не выполнил задание. 77% - высоким уровнем самооценки, 15% - со средним уровнем самооценки. Классным руководителям вести профилактическую работу над учащимися с низким уровнем самооценки. «Путешествие в страну Счастье» для 1-х классов, с целью создания для ребенка возможностей расширить представления и ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха. Охвачено: 37 обучающихся. В рамках «Педчтений – 2019г» для педагогов провела «Практикум с тренингом «Развитие и расширение рефлексивных способностей педагогов», охвачено: 30 педагогов. Семинар для педагогов «Интегрированная модель оценки качества образования» (УУО); В рамках педчтений проведен Тотальный диктант для педагогов на эвенском языке. Для педагогов МОУ «ЧНОШ» проведено анонимное тестирование, с целью определения агрессивности, миролюбивости и конфликтности; «Какая (ой) я больше: миролюбивая (ый) или агрессивная (ый?». Участников: 12. (Умеренно агрессивны – 8 (73%); чрезмерно миролюбивы – 3 (27%); Для родителей 1-4 классов анонимный опросник «Жестоки ли вы к своим детям?», охвачено: 94 родителя. с целью: выявления обучающихся, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей и лиц заменяющих родителей; Выводы и рекомендации: Родители кричат- 28(30%, если не слушаются, при тяжелых провинностях наказывают: запрещают гулять, отбирают гаджеты, ругают, не разговаривают, пугают ремнем, дают подзатыльники -55(59%). Дети не воспринимают это как жестокое обращение, а считают, что виноваты сами. Классным руководителям ознакомить родителей на родительских собраниях с итогами анкетирования. Обучать несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от окружающих, а также для налаживания отношений со сверстниками. Проводить систематическую работу по изучению семей. По запросу классных руководителей проведены индивидуальные беседы с детьми «группа риска» с 6 учащимися, в основном по правилам школьника, конфликтных ситуаций. Коррекционные занятия проводились по плану с детьми с ОВЗ, ЗПР. Психологические занятия «Азбука общения» по плану. Консультаций для педагогов был -1. Посещены на дому – 5 (Антонов Алеша-3б, Потапова Катя-3б; Лебедев Сеня-2а, Рожина Тома-1в, Каменский Андрей-1в, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С родителями и детьми проведена беседа о соблюдении режима дня, о местах прогулки игр.
22 апреля Фрейбургская анкета(3-4кл) проведена с учащимися отсутствовавшими в период МПЗ по разным причинам. Охвачено: 18 обучающихся. По итогам анкетирования у всех 18 обучающихся уровень нормальный (агрессивность не выявлена). Вывод: 53+18= 71 об-ся (3-4кл) прошли анкетирование: нормальный – 64 об-ся; повышенный- 6 об-ся; С 6 обучающимся проведено повторное анкетирование, где обучающиеся показали нормальные уровни (агрессия не выявлена). А также во 2-х классах повторное тестирование прошли- 3 об-ся, у которых уровень самооценки был на низком уровне; 2 об-ся – отсутствовавших 1-й раз. Всего тестирование прошли-5; Результаты показали высокий уровень самооценки.
Выводы по МПЗ (март-апрель) : По проведенным мною мероприятий, можно сказать, что учащиеся активны, были даже предложения с их стороны. Тренинги дети очень любят, радуются моему приходу. Ждут следующего раза. Мероприятиями охвачены почти все обучающиеся начальной школы. Учащиеся 4-го класса готовы к переходу в пятый класс. Признаков тревожности не обнаружено. На занятиях сняты эмоциональные напряжения. Первоклашки полностью адаптированы к школе. Индивидуальные беседы проводились только по запросу классных руководителей. Посещены на дому дети: Лебедев Семен(2а, Каменский Андрей(1б, Антонов Алеша (3б, Потапова Катя(3б, Рожина Тома(1в); В ходе посещения проведена беседа с родителями о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о посещении школы.
Плановое посещение на дому 06 мая 2019г. с Щербачковой В. А., воспитателем продленной группы (Лебедева Семена-2а, Антонова Алексея-3б, Слепцовой Камилы-2в, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Проведена индивидуальная беседа с родителями этих обучающихся о соблюдении режима дня, о местах прогулки и игр детей в свободное время; Акты о посещении составлены. В мае месяце индивидуальными беседами охвачены: Антонов Алеша(3б) на тему: «О режиме дня», Слепцов Дима(1б) на тему: «Профилактика поведения», Каменский Андрей(1в) на тему: «Профилактика эмоционального напряжения»;, Куличкин Боря(1в) на тему: «Правила поведения в школе и в классе» – (вновь прибывшим учеником из г. Якутск,Павлов Рустам(3в) на тему: «Я и моя уличная компания» и групповая беседа с 5 обучающимся: Каменский А. (1в, Потапов В. (2в, Павлов Р. (3в, Антонов А. (3б, Голиков С. (2б) – на тему: «Мы в ответе за свои проступки», с целью профилактики правонарушений и правовых знаний. Коррекционное занятие на развитие внимания, снятия эмоционального напряжения: Ефремов Андриан(1в, Каменский Андрей(1в, Слепцов Дима(1б, Голиков Максим (1б, Голиков Саша(2б, Садовников Айхал (2б).
Объемные показатели работы педагога-психолога за 2018-2019 у. г.
№ Мероприятия категории Количество
мероприятий Охват
(всего человек)
1 Проведено
индивидуальных консультаций и бесед Дети-
Родители-
Педагоги- 44
16
18 44
16
18
2 Проведено групповых
Мероприятий (семинаров, занятий, тренингов) С детьми-
С родителями-
С педагогами- 9
3
3 295
36
48
3 1)Количество
Диагностических
Исследований
2) Анкетирование Детей-
Родителей-
Педагогов- 14
2
2 863
133
21
4 1)Реализация КРП
2) Реализация психол. занятий «Азбука общения» (1-4)
Группа риска (ЗПР, УО)
Группа риска 34
34 16
13
5 Посещено уроков и мероприятий Педагогов
29 29
6 Посещено на дому Детей-
Родителей- 15
15 15
15
Выводы: В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая работа совместно с классными руководителями и социальным педагогом. С детьми и их родителями проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, психологические занятия (тренинги). В следующем учебном году необходимо усилить внимание взаимодействию с родителями учащихся оказанию им психологической помощи.
Однако для более оперативного и эффективного решения проблем и запросов необходимо тесное взаимодействие и педагогов, и родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы рекомендовать классным руководителям следующее:
1. Классным руководителям – увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сплочение, бесконфликтное общение. Для этого необходимо использовать активные, тренинговые формы работы, а также привлекать родителей обучающихся к совместной работе с детьми.
2. В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди детей необходимо шире использовать возможности детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации детей, поможет включению ребят в социально зна-чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции.
3. При организации учебного процесса учитывать особенности интеллектуального развития и уровень развития специальных способностей обучающихся, выявленных при исследовании.
Педагог-психолог :___/Едукина А. К. /