Санникова Тамара Александровна
Аналитический отчет
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет
Краснощековская основная общеобразовательная школа
филиал МБОУ «Краснощековская СОШ №1»
участницы муниципального этапа конкурса
«Учитель года Алтая - 2021»
Санниковой Тамары Александровны,
учителя начальных классов
с. Краснощеково, 2020
Информационная справка
Публикация «Аналитический отчет» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Учитель года
- Темочки
Я, Санникова Тамара Александровна, в 2003 году окончила «Барнаульский государственный педагогический колледж» по специальности «преподавание в начальных классах» с присуждением квалификации учитель начальных классов.
В 2012-2013 году начала работать в МКОУ «Краснощековской основной общеобразовательной школе» старшей вожатой и библиотекарем. С 2014 года работаю учителем начальных классов. Педагогический стаж работы 8 лет, категория – первая.
Мое педагогическое кредо: Ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.
1. Результаты учебных достижений, обучающихся за 3 последних года.
1.1. Моя профессиональная позиция: личностно-ориентированный подход представляет педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разно уровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого. Поэтому систематическое и регулярное совершенствование своего педагогического мастерства и использование на занятиях новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, являются неотъемлемой частью моей работы.
1.2. Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования, иными словами, овладение универсальными учебными действиями (УУД).
1.3. Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
• обеспечить условия для развития мотивации учебной деятельности школьников;
• организовать учебную деятельность для овладения универсальными учебными действиями.
1.3.1. Формирование мотивации к обучению
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому, одной из задач своей деятельности считаю обеспечение условий для развития познавательной мотивации учебной деятельности школьников.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. На уроках я создаю такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
1.3.2. Формирование универсальных учебных действий
• Формируя регулятивные УУД, обеспечиваю возможность учащимся организовать свою учебную деятельность. Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной формулировке целей, задач и прогнозированию результата, побудить учеников составить план работы и контролировать свою работу самостоятельно. При самооценке работ, учащихся предлагаю различные приёмы рефлексии (прием «Смайлики», «Солнышко», «Лист самооценки», «Кластер», «Дерево успеха», «Лестница успеха», «Светофор», «Одним словом», «Оцени себя на уроке», «Синквейн» и др.).
• Формируя коммуникативные УУД, обеспечиваю возможность сотрудничества, благодаря использованию на занятиях групповой и парной форм работы, взаимооценке.
Считаю, что в обучении детей весьма эффективен системно-деятельностный подход. В первом классе я чаще всего использую групповой метод и работу в парах. Она является самой комфортной формой учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умение принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения цели, соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности, принимать участие в сравнении цели и результата работы. Начиная со второго класса, я ввожу в свою практику групповой метод обучения. Решая совместно поставленную задачу, ученики занимаются сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает, вносит свой посильный вклад в общую копилку, идёт обмен знаниями и идеями. Совместная деятельность дает возможность ребенку почувствовать свою нужность, заинтересованность в конечном результате.
Использую приемы и методы: учебное сотрудничество, создание проблемных ситуаций, частично-поисковые и исследовательские методы, ИКТ, создание ситуации успеха, сравнение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.
Такая форма обучения, как игра, представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, является средством развития умений продуктивно сотрудничать. «В поисках безударных гласных», «Путешествие в страну Математики», «Тайны экологии», «Удивительное рядом» учат детей аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, опровергать или поддерживать других. После окончания игр дети анализируют и обсуждают полученный опыт, что позволяет сделать процесс увлекательным и интересным.
• Формируя личностные УУД, обеспечиваю возможность сделать учение более осмысленным, увязывая его с реальными жизненными ситуациями, что позволяет сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
• Формируя познавательные УУД, обеспечиваю возможность поиска, отбора необходимой информации, моделирование. Подбираю задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более наглядно оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Использование ИКТ на уроках, позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Использую электронные приложения к учебникам.
На итоговом тестировании ученики показали следующие результаты.
Метапредметные результаты
Группы метапредметных умений Повышенный, высокий Базовый
Недостаточный, пониженный, низкий
чел. % чел. % чел. %
Умение учиться 4 50 1 25 2 50
Учебное сотрудничество 2 25 2 50 1 25
Грамотность чтения информационных текстов 2 25 1 25 1 25
Из анализа видно, что большая часть детей имеет повышенный уровень сформированности метапредметных результатов.
Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости за последние 3 года.
Динамика учебных достижений обучающихся
Показатели 2018-2019 г. 2019 – 2020 г. 2020 – 2020г. (начало уч. года)
Общая успеваемость (%) 100% 82% 100%
Качество обученности (%) - 41% 46%
2. Результаты работы с детьми с ОВЗ.
Я работаю в классе, где обучаются дети с ОВЗ. За время работы я получила определённый опыт работы с УО детьми и детьми с ЗПР. Посредством игровой деятельности формирую практические навыки по применению полученных знаний. Использую игры на занятиях, что способствует лучшему усвоению программного материала, развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, внимания, поддержанию интереса. Использую в работе с детьми систему методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия воспитанников в процессе освоения новых знаний. Стремлюсь формировать познавательные интересы и творческое мышление. Средством управления мышления выявляю проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Организую учебный процесс при проблемно-поисковом подходе. Так же использую в работе компьютерные технологии, что повышает интерес к обучению, его эффективности, всестороннему развитию ребенка. Применяю на занятиях медиапрезентации, как наглядно-дидактический материал, развивающих компьютерных игр, программ, как средств обучения. Совместно с детьми вырабатываю цели, содержание занятия, даю оценку, находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества. Провожу работу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через сохранение и поддержку их индивидуальности; по формированию желания и умения учиться быть здоровыми; развитию ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. Индивидуальный подход.
2. Предотвращение наступления утомляемости.
3. Активизация познавательной деятельности.
4. Проведение подготовительных занятий.
5. Обогащение знаниями об окружающем мире.
6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
7. Проявление педагогического такта.
В 2015 году прошла курсы в АКИПКРО по теме: «Государственно-общественное управление качеством образования в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО».
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в «Московском психолого-социальном университете», и имею диплом педагога-психолога.
При прохождении курсов и профессиональной подготовки. мой практический опыт подтвердился теоретически.
3. Результаты вне учебной деятельности.
Ученики ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, муниципальных и районных олимпиадах, участвуют в федеральных конкурсах становясь призёрами и победителями. Мною проведены проектно-исследовательские работы с использованием ИКТ: "Бумага из макулатуры - решение экологической проблемы", "Сказка в математике", «Мы в ответе за тех, кого приручили".
В 2019 году готовила команду учащихся 2 – 6 классов для участия в районной «Вместе к успеху».
4. Результаты деятельности в качестве классного руководителя и активная социальная направленность.
В настоящее время являюсь классным руководителем 3 класса. Ребята часто занимают призовые места в районных творческих конкурсах. Развитию творческой и познавательной активности учащихся способствует привлечение учеников к участию в общешкольных и классных мероприятиях. Результатом этой работы являются призовые места, которые класс занимает в общешкольных мероприятиях. Активно организую внеклассную работу, обеспечиваю постоянное участие детей в творческих мероприятиях. Особое внимание уделяю нравственному воспитанию учащихся, стараюсь создавать в классе атмосферу добра и справедливости. Через теоретическую информацию, практические занятия и игры знакомлю детей с навыками доброжелательного отношения, правилами поведения в школе, в столовой, в гостях, друг с другом. Дети хорошо знают правила, но не всегда их придерживаются. Разработанный и проведённый с учащимися цикл классных часов нравственной направленности помогает решать задачу воспитания духа, ума и воли, а это значит учить:
• различать добро и зло;
• видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
• понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
• умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
• уважать и почитать родителей;
• быть патриотом своей Родины.
Задуматься о своё м поведении ученики могли на классных часах: «Жалобщики и ябеды», «Хорошо с друзьями в школе», чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья».
Одной из основных форм работы считаю КТД: Новогодние газеты, театральные постановки, выставки рисунков, мастерская Деда Мороза и праздники. Важное место в своей работе отвожу проектной деятельности. Мини – проекты «Весёлая азбука», «Новогодняя открытка», выставка рисунков «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Кормушка для птиц», выставка поделок из природного материала «Здравствуй, Осень».
Готовлю с ребятами номера художественной самодеятельности для участия в концертах и мероприятиях, посвящённых Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню Матери, Дню Учителя. Организую их участие в ежегодных акциях: «Неделя добра", "Покорми птиц зимой, «Книгам нужна помощь". С 1 класса ввожу элементы самоуправления. Это изучение своих прав и обязанностей, совместное составление плана работы, выполнение различных поручений, отражение деятельности в классном уголке. Учащиеся в классе чувствуют себя хозяевами, сами составляют график дежурства и следят за его соблюдением, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, оформлении кабинета, поддерживают чистоту и ухаживают за цветами. Я только направляю их деятельность.
Как классный руководитель считаю важным формирование эмоционально- положительного отношения учащихся к учебному труду. Это выражается не только в ежедневном контроле за успеваемостью, но и в проведении интеллектуально - развивающих классных часов.
В воспитательном процессе использую индивидуальный и дифференцированный подход в работе с учащимися, родителями и педагогами. За время работы мной создано множество методических разработок воспитательных мероприятий и классных часов. Воспитательную работу выстраиваю в системе, в тесном контакте с родителями. Считаю, что проведение совместных мероприятий для родителей и учащихся является эффективным способом взаимодействия семьи и школы, помогает родителям лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий.
Показателями эффективности воспитательной деятельности можно считать удовлетворенность родителей воспитательной работой в классе и удовлетворенность учащихся школьной жизнью.
Удовлетворенность родителей и обучающихся воспитательной работой в классе составляет 100%.
Показатели эффективности деятельности в качестве классного руководителя:
1. Стабильный уровень качественной успеваемости учащихся класса.
2. Сформированность мотивации учащихся к учебной деятельности, которая подтверждается наличием в классе 2 отличников и учащихся, окончивших учебный период на «4» и «5» - 5 человек, а также активное участие учеников класса в предметных олимпиадах и наличие призовых мест.
3. Высокий уровень активности учащихся в общешкольных мероприятиях и наличие призовых мест.
4. Отсутствие правонарушений среди учащихся и детей, стоящих на всех видах профилактического учёта.
5. Охват учащихся внеурочной занятостью и общественной деятельностью составляет 100%.
6. Уровень моих достижений (награды).
• 2014 год - грамота МКОУ «Краснощековская ООШ» за добросовестный труд, профессионализм, помощь и заботу о детях, достижение высоких педагогических результатов;
• 2016 год – почетная грамота комитета по образованию за добросовестный труд и творческий подход в воспитании и обучении обучающихся Краснощековского района;
• 2015 год – благодарность ГАОУ ЦПМ за участие в проведении и проверке всероссийских проверочных работ;
• 2017 год - благодарность МЦНМО за участие в проведении Всероссийских проверочных работ в качестве ответственного организатора ОО.
Имею персональный сайт (https://www.maam.ru/users/
1947654, на котором размещаю методические разработки уроков, внеклассных мероприятий и др.
7. Актуальные проблемы. Пути решения.
Отмечая определенные достижения, могу отметить также ряд проблем, над которыми предстоит работать:
• развитие регулятивных УУД;
• совершенствование диагностического инструментария для мониторинга УУД.
Исходя из перечисленных проблем, в перспективе ставлю следующие задачи:
• формировать учебные действия планирования, контроля хода решения, поиска разных способов решения поставленной задачи;
• совершенствовать систему мониторинга образовательных достижений учащихся на уровне форсированности УУД;
• продолжить работу по использованию и внедрению современных педагогических технологий в своей образовательной деятельности.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
1. Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемым предметам.
2. Владею различными методами, приемами обучения и воспитания обучающихся и применяю их в практической деятельности.
3. Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.
Считаю, что необходимо продолжить работу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя обучающихся к
Выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. Необходимо также продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся к участию в общественных и внеклассных мероприятиях.
Учитель начальных классов
Краснощековской ООШ ___ Т. А. Санникова
12 ноября 2020 г.