Елена Воробьева
Аналитическая справка по результатам тематического контроля
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Организация работы в ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей»
Состав комиссии: заместитель заведующего по ВМР Пронько Н. Н., старший воспитатель Воробьева Е. А.
Цель проверки: определить уровень организации физкультурно-оздоровительной работы в МКДОУ
Основные методы контроля :
Направление работы Методика
Оценка профессионального мастерства воспитателя
Оценка профессионального мастерства воспитателей по развитию у детей двигательной активности
Анализ проведения НОД по физической культуре
Публикация «Аналитическая справка по результатам тематического контроля» размещена в разделах
Анализ предметно – развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)
Планирование работы Проверка планирования НОД, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах
Создание условий
Посещение групп
Анализ предметно – развивающей (среды с точки зрения ее содержания)
Работа с родителями по данной проблеме Анализ наглядной информации для родителей в группе
Анкетирование родителей
Объект контроля : педагоги возрастных групп, инструктор по физической культуре
Результаты контроля :
1. Оценка профессиональных умений воспитателя.
В ходе тематической проверки проведен контроль по планированию и организации и организации прогулки, НОД по физической культуре во всех возрастных группах, организации двигательного режима детей в ДОУ в течение дня, проведению утренней гимнастики, оценка предметно – развивающей среды в группах, заполнены карты оценки профессиональных знаний и умений воспитателей, просмотрена двигательная деятельность детей во всех режимных моментах, проанализирована работа с родителями по данному направлению.
Можно сделать следующие выводы, что педагоги ДОУ достаточные знания и практические навыки по данному вопросу:
- педагоги владеют знаниями программных задач по физической культуре, особенностей развития детей дошкольного возраста, а также владеют теорией и методикой организации и проведения НОД по физической культуре, прогулки и утренней гимнастики в каждой возрастной группе;
- используют все методы и приемы организации двигательного режима в ДОУ в течение дня;
- умеют объективно анализировать знания, умения и навыки.
- умеют сочетать упражнения разного уровня интенсивности.
Все воспитатели регулярно используют подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке и в НОД, игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД, проводят в соответствии с сеткой занятий:
- подвижные игры на свежем воздухе;
- гимнастику после сна;
- гимнастику для глаз по профилактике усталости;
- прогулки;
- индивидуальную работу по физическому воспитанию;
- физкультурные минутки в процессе НОД.
Педагоги постоянно информируют родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:
• информационные стенды;
• устные сообщения (индивидуальные беседы);
• родительские собрания.
Воспитатели обладают достаточной компетентностью в организации предметно-развивающей среды по данной тематике. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий при организации физкультурно-оздоровительной работы способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие. С помощью физкультурного оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). Оборудование комплектуется в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
В соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия (НОД, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи.
Выполнен анализ НОД по физической культуре:
В старшей группе (воспитатель Реутова О. П.).
Тема «Мой любимый папочка»; программные задачи: развивать самостоятельность, творческие способности, продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество, упражнять в ходьбе и беге между предметами, совершенсвтовать основные виды движений- подлезание под палку, перешагивание через шнур.
В средней группе (воспитатель Ваганова С. Г.)
Тема «Мой любимый папочка», цель: прививать интерес к занятиям физкультурой; программные задачи: совершенствовать навыки основных видов движений: ходьба приставным шагом, повторить бег, игровые упражнения. Совершенствовать умение метания в горизонтальную цель правой и левой рукой. Продолжить формировать правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности. Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость, координационные способности.
В младшей группе (воспитатель Колодовская Н. Н.)
Тема «Мой любимый папочка»; программные задачи: формировать умение строиться в колонну по одному, совершенствовать основные виды движений – учить детей бросать мяч через стойку, подлезание под шнур.
подлезать под дугу, прокатывать мяч вперед, закреплять бросать мяч в вертикальную цель.
Анализ проведенных занятий по физической культуре показал, что во всех возрастных группах поставленные задачи соответствовали возрасту и были выполнены полностью, соблюдается структура НОД (вводная, основная, заключительная части, их содержание в соответствии с программными требованиями и продолжительность. Структурные части соответствуют типу занятия; осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств. Использовалось сочетание фронтального и подгруппового подхода, словесных и практических методов и приемов. Нагрузка соответствовала норме, моторная плотность достаточная. Разнообразие методов и приемов на НОД (элементы дыхательной гимнастики, использование разнообразного оборудования, музыкальное сопровождение и пр.) позволило сохранить у детей интерес к деятельности, добиться эффективности и результативности в совместной деятельности педагога и детей. Построение НОД по физическому воспитанию в основном, традиционная, с использованием игровых моментов. Широко используется показ с объяснением, напоминание, повторение. Активно включаются в НОД подвижные игры, игровые упражнения и игры малой подвижности (в конце НОД). Элементы основных движений органично включаются в подвижные игры.
Двигательная активность детей, кроме проведения НОД по физической культуре, обеспечивается следующими мероприятиями: утренняя гимнастика, подвижные и хороводные игры, игры малой подвижности, игровые упражнения, индивидуальная работа, физкультурные досуги, забавы, игры с использование физкультурного оборудования на участке, физкультминутки, гимнастика после сна, закаливающие процедуры.
Просмотр утренней гимнастики показал умение воспитателей подбирать физические и строевые упражнения, их дозировку, интенсивность в соответствии с возрастом, подготовленностью; использовать различные атрибуты и звуковое сопровождение. Время проведения во всех возрастных группах соответствует режиму дня. Музыкальное сопровождение используется не всеми педагогами. Гимнастика проводится в групповых помещениях и в музыкальном зале. Начинается с разогревающих упражнений, ОРУ соответствуют возрастной дозировке, выполняются упражнения сначала для шеи, для конечностей, затем туловища. Используются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки длительность и интенсивность соответствует возрастным нормам. Окончание гимнастики плавное, выполнение упражнений на восстановление дыхания. Дети организованно и активно выполняют движения. Воспитатель дает четкие доступные указания и команды. Следит за правильностью выполнения, осанкой. Соблюдается структура гимнастики во всех возрастных группах: состоит из 3 частей (вводная, основная, заключительная). Воспитатели четко и конкретно показывают, и объясняют каждое упражнение, рассказывая о правильности его выполнения. Во время утренней гимнастики дети организованны и внимательны, с желанием выполняют все упражнения. Во время гимнастики воспитатель ведет контроль за самочувствием и поведением каждого ребенка.
Всеми педагогами выделяется время для свободной двигательной деятельности детей в других режимных моментах.
2. Планирование работы
Проведен анализ планирования работы по физической культуре во всех возрастных группах, организации двигательного режима детей в ДОУ в течение дня, проведению утренней гимнастики. Проверка групповой документации также подтвердила использование многообразных форм работы по физическому воспитанию. У всех имеются картотеки подвижных игр, представлены комплексы утренней гимнастики и корригирующих упражнений, перспективные планы НОД.
Планирование НОД в помещении и на воздухе осуществляется планомерно, систематически, с усложнением программного материала. В рамках НОД проводятся корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и стопы. Педагоги учитывают возрастной принцип, принцип последовательности и постепенности в работе с детьми, индивидуальные особенности каждого ребенка, широко на практике используются игровые имитационные упражнения, музыкальное сопровождение, малоподвижные игры и упражнения на подражание, игровые комплексы, упражнения на релаксацию, а также дыхательные упражнения.
Комплексы УГ, гимнастики после сна во всех группах, содержание ОРУ соответствуют возрасту детей, указывается дозировка ОРУ. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и малоподвижным играм в рамках УГ.
На прогулке во всех группах отражена работа по развитию основных видов движений, физических упражнений, планируются п/игры на развитие внимание, быстроты, ловкости, не всегда планируется индивидуальная работа с детьми в течение всего дня. При ведении календарного плана не все педагоги указывают цель и задачи проводимого вида деятельности, что осложняет анализ его результативности.
Воспитателями систематически планируются разнообразные подвижные игры во время прогулок. Таким образом, планирование работы по развитию двигательной сферы осуществляется своевременно, систематически, в соответствии с возрастом детей и их потребностями.
Однако следует больше уделять внимание индивидуальной работе с детьми, чётче продумывать программное содержание, включая задачи не только обучающего характера, но и развивающего, воспитывающего, больше уделять внимания индивидуальной работе с детьми, чёткой постановке воспитательных и образовательных задач.
Анализ планов выявил разнообразие форм работы с родителями по физическому воспитанию: родительские собрания, консультации. Рекомендовано разнообразить наглядную информацию для родителей.
3. Создание условий.
Для детей регулярно организовываются и проводятся праздники, физкультурные досуги. Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия. Она поднимает настроение, организует движение детей, даёт возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
По итогам обследования предметно - развивающей среды (с точки зрения ее содержания) для развития двигательной активности детей были сделаны следующие выводы: во всех возрастных группах мебель подобрана по росту детей и есть соответствующая маркировка на столах и стульях. Расположение мебели и игрового материала частично дает возможность детям удовлетворять двигательную активность, в связи с большим количеством детей, дефицитом площади групповых помещений.
В возрастных группах спортивные уголки расположены в групповой комнате. Имеет свободный доступ для детей к физкультурному оборудованию, материалам. В содержании представлены разнообразные мячи, скакалки, мешочки с песком, «снежки» разного размера, кегли, шапочки-маски для подвижных игр, флажки, ленточки, косички, султанчики, дуги для подлезания, платочки, шнуры, «тоннели», дорожки здоровья, ребристые дорожки для босохождения. Содержание уголка отвечает санитарным и техническим нормам, возрастным потребностям детей, отвечает эстетическим требованиям.
Большое количество нестандартного оборудования изготовлено воспитателями групп.
Воспитателями оформлены картотеки подвижных игр, картотеки с комплексами утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения с элементами корригирующей гимнастики, гимнастики для глаз, а также физминуток.
4. Работа с родителями по данной проблеме.
В каждой группе имеются информация для родителей по закаливанию, питанию, профилактике различных заболеваний, организации двигательного режима, режима дня и гигиене детей дошкольного возраста.
Педагоги групп через различные формы работы: беседы, консультации, наглядную информацию для родителей просвещают их по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима.
Несмотря на то, что коллектив детского сада уделяет должное внимание укреплению и охране здоровья детей, созданию комфортных условий для жизни детей, проблема физического развития воспитанников, профилактики заболеваемости остается актуальной. Вследствие вспышек гриппа и ОРВИ, увеличения количества детей с хроническими заболеваниями, увеличивается число часто болеющих детей.
Рекомендации:
1. Педагогам систематически повышать свой профессиональный уровень по данному направлению через участие в педагогических советах, семинарах, выставках, методических объединениях, изучение новинок методической литературы, поиск, отбор и изучение Интернет-ресурсов, самообразование.
2. В процессе планирования уделять внимание организации самостоятельной двигательной активности, индивидуальной работе с детьми, работе с родителями.
3. Вести работу по просвещению родителей по вопросам физического воспитания как в детском саду, так и дома. Подготовить и провести консультации для родителей:
- «Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников»;
- «Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста»;
4. Организовать проведение мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности с участием родителей в течение года.
5. Продолжать пополнять предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах каждого возраста»