Татьяна Панина
Аналитическая справка по результатам обследования детей учителем-дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
В данной аналитической справке представлены результаты обследования детей учителем – дефектологом. за 2017-2018 учебный год.
Это позволяет провести сравнительное исследование состояния развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Было проведено обследование группы средне-старше-подготовительного возраста за 2017-2018учебный год.
В группе 12 детей с Задержкой психического развития (далее ЗПР).
Публикация «Аналитическая справка по результатам обследования детей учителем-дефектологом» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи разного уровня (далее ТНР ОНР) из них: 3 девочки, 9 мальчиков:
• 3 ребенка с ТНР ОНР I уровня речевого развития, моторная алалия.
• 3 ребенка с ТНР ОНР I-II уровня речевого развития, моторная алалия.
• 3 ребенка с ТНР ОНР II уровня речевого развития, дизартрия.
• 3 ребенка с ТНР ОНР III уровня речевого развития, дизартрия.
Диагноз: Задержка психического развития - 100%. Общее недоразвитие речи - 100%.
В течение 2017-2018 учебного года проводилась коррекционно-развивающая
работа по образовательным областям:
1. «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений, конструктивная деятельность)
2. «Социально - коммуникативное развитие»
3. «Речевое развитие»
За рассматриваемый период диагностика состояния речи детей осуществлялась на регулярной основе в начале, середине и конце учебного года. Обследование проводится с использованием наглядного и игрового материала.
Учитель-дефектолог ---, следуя принципу единства мониторинга и коррекции работа с детьми организовывалась в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем, что дает положительные результаты и возможность проследить динамику коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Обследование детей проводилось с помощью материала для диагностиче-ского обследования в соответствии с пунктами «Карты развития дошкольника с задержкой психического развития», по методике Г. Н. Чуйковой, Л. Г. Богдановой в начале, в середине и в конце года. Методики и оценка результатов прилагаются.
Цель:
• Исследование познавательной и интеллектуальной сферы детей с ЗПР, ОНР для успешного преодоления нарушений психических процессов.
• Определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков. Осуществление мониторинга.
Методы диагностики: сбор анамнеза, опрос, наблюдение, беседа, тестирование, моделирующий эксперимент.
Предлагаются контрольные вопросы, задания, тесты по разделам коррекционной работы на данный период обучения.
Данные о состоянии развития речи, психических процессов, пространственно-временных представлений, развития элементарных математических представлений, развития моторики, конструктивной деятельности заносились в таблицу и обрабатывались. Определялась динамика коррекции.
Критерии оценивания динамики коррекции:
Баллы Критерии
3 высокий уровень развития - ярко выраженная динамика
2 средний уровень развития - положительная динамика
1 низкий уровень развития – незначительная динамика
0 низший уровень развития - отсутствие динамики
Каждое задание оценивалось по 3-х бальной системе.
Данные о состоянии развития познавательной и интеллектуальной
сферы детей с ЗПР
Таблица 1
№ Имя ребенка
Психические процессы
Развитие
речи
внимание сенсорное развитие память мышление
Н. г. С. г. К. г. Н. г. С. г. К. г. Н. г. С. г. К. г. Н. г. С. г. К. г. Н. г. С. г.
К. г.
1 Мирослава А. 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1
2 Михаил В. 1 2 2 2 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 3
3 Денис В. 1 2 2 2 3 3 2 3 3 1 3 3 2 3 3
4 Тимофей М. 0 0 1 0 0 2 0 1 2 0 0 1 0 1 1
5 Мадонна З. 1 2 3 1 2 3 1 3 3 1 3 3 1 2 3
6 Темирлан И. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2
7 Екатерина К. 1 2 3 1 2 3 1 2 2 1 2 3 2 3 3
8 Михаил Н. 0 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2
9 Дмитрий К. 1 2 3 2 3 3 1 2 3 2 3 3 2 3 3
10 Андрей К. 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1
11 Руслан Ч. 0 1 2 0 1 1 1 1 2 1 1 2 0 1 1
12 Ярослав П. 0 1 1 0 1 2 0 1 2 1 1 2 1 2 2
Уровень
сформированности: 0.5 1.3 1.6 0.75 1.75 2.1 0.75 1.7 2.1 0.9 1.75 2.1 1 2,1 2.2
Процентное соотношение
(%) 16,6 43 53 25 58 70 25 56,6 70 30 58 70 33 70 73
№
Имя ребенка
Моторика
РЭМП Простран-ственно-временные представле-ния Конструктив-ная
деятельность
Общая мо-торика Мелкая моторика
Н. г. С. г.
К. г.
Н. г. С. г.
К. г.
Н. г. С. г.
К. г.
Н. г. С. г.
К. г.
Н. г. С. г.
К. г.
1 Мирослава А. 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1
2 Михаил В. 2 3 3 1 2 3 2 3 3 2 2 3 2 3 3
3 Денис В. 2 3 3 2 3 3 2 3 3 1 2 3 2 3 3
4 Тимофей М. 1 1 2 0 0 1 0 0 2 0 0 1 0 1 2
5 Мадонна З. 1 2 3 1 2 3 1 2 3 0 1 3 1 2 3
6 Темирлан И. 1 2 2 1 1 2 1 2 2 0 1 2 1 2 2
7 Екатерина К. 1 2 3 2 3 3 1 2 2 1 2 3 1 2 3
8 Михаил Н. 1 2 2 0 1 2 0 1 2 0 1 2 0 1 1
9 Дмитрий К. 2 3 3 1 2 3 2 3 3 2 2 3 2 3 3
10 Андрей К. 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0
11 Руслан Ч. 0 1 1 0 1 2 0 1 2 0 0 1 0 1 2
12 Ярослав П. 1 2 2 0 1 2 0 1 2 0 0 1 0 1 2
Уровень
сформированности: 1.1 1.9 1.9 0.7 1.4 2.1 0.75 1.6 2.1 0.5 0.9 1.9 0.75 1.75 2.1
Процентное соотношение (%) 36,6% 63 63 23 46,6 70 25 53 70 16,6 30 63 25 58 70
На основании полученных данных построена диаграмма развития детей.
Данные диагностики отражены в диаграмме (в %) за 2017-18 учебный год
Диаграмма 1
Из таблицы и диаграммы видно, что до обучения у детей в разной степени проявления были выявлены значительные недостатки в развитии высших психических функций.
У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Принципы и методы, примененные мной в коррекционной работе с детьми данной группы (дети с задержкой психического развития) по коррекции разви-тия высших психических функций:
1. Индивидуальный подход и обучение каждого ребенка с учетом структуры его дефекта, степени выраженности этого дефекта с опорой на зону ближайшего развития.
2. Коррекционная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
3. Занятия проводятся в подгруппе и индивидуально.
4. Использование сформированных навыков в развитии во всех видах деятельности.
5. От простого к сложному.
6. Многократное повторение изучаемого материала. Сниженный темп изучения.
7. Использование большого количества наглядного материала (до 10 вариантов - различного цвета, формы и т. п.)
8. Использование большого количества муляжей (объемных предметов, конструкторов (плоскостных, геометрических мозаик, игрушек.
9. Частая смена деятельности на одном занятии.
10. Включение динамических пауз по ходу.
11. Приемы и методы опосредованного и рационального запоминания (эле-менты мнемотехники, слова-символы и т. п.)
Все этапы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.
Благодаря системной работе была достигнута положительные динамика и результаты.
Применение здоровьесберегающих технологий, ИКТ позволяет исключить переутомление и сохранять работоспособность и активность детей на протяжении всего занятия.
Динамика в коррекции развития воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
за 2017 – 2018 учебный год по итогам ТПМПК от 15.05.2018 г.
Начало года Конец года Выпуск
из группы
ТНР
ОНР I ТНР
ОНР I-II ТНР
ОНР II ТНР
ОНР III
ТНР
ОНР I
ТНР
ОНР II
ТНР
ОНР
II-III
ТНР
ОНР III
ТНР
ОНР IV ТНР
ОНР III
ТНР
ОНР IV
3 3 3 3 1 1 2 5 3 5 3
25% 25% 25% 25% 8% 8% 17% 42% 25% 42% 25%
Выпустила из группы компенсирующей направленности ___8___ чел.
Из них:
- обучение по образовательной программе начального общего образования.
(Рекомендованы коррекционные занятия с учителем-логопедом) ___2__ чел.
- обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования с созданием условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи ___1___ чел.
- обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования с созданием условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития __ 3 __ чел.
- обучение по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми нарушениями речи __2__чел.
Выводы:
Результаты мониторинга показывают не только стабильность положительных достижений, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей, наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления.
У дошкольников появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, несколько повысился уро-вень выполнения сенсорно – перцептивных операций, дети стали наиболее успешно применять свои знания в речевой, предметно – практической деятельности, осознанно относится к занятиям учебного типа, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире, повысился уровень познавательной активности.
Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных воз-можностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий. В зависимости от степени овладения тем или иным учебным материалом, элементами учебной деятельности, уровнем повышения познавательной активности доля использования игрового метода обучения варьировалась.
Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась макси-мальным использованием предметно-практической деятельности.
Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, что в свою очередь дает положительную динамику коррекции в развитии детей.