Дарья Новикова
Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа со сказкой.
Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать творческую фантазию, воспитывать нравственные ценности.
При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:
Публикация «Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
• «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т. е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох)
• Решение сказочных задач.
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
• Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.
• Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
• Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
• Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.
• Придумывание кроссвордов к сказке;
• Коллективное сочинение сказки.
Работа с загадками.
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.
Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
• звуковой анализ отгадок;
• подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма;
• отгадывание кроссвордов из загадок;
• сочинение загадок;
• словарная работа (тематические загадки о временах года, животных ит. д.) ;
• определение темы урока с помощью загадок.
Дидактические игры.
Работая над развитием всех видов речи в начальной школе, мы должны помнить так же о существенной роли игровых технологий в процессе обучения.
Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи. Применение игровых пособий позволяет развивать орфографическую зоркость, в игровой ситуации применять ранее изученные правила, обосновывать их применение, способность связно и чётко высказываться.
В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека (персонажа, находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийныеспособности (умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).
В современной школе нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра.
Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение. Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Разработка дидактической игры.
Педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям.
Цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки детей.
Дидактическая игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.
Дидактические игры разрабатываются по определё нному алгоритму:
1. Постановка цели.
Пример:
Цель игры: формирование умения составлять план текста.
2. Формулировка задач.
Пример:
Задачи:
- отработать умение осмысливать прочитанный текст.
- формировать умение делить текст на части.
- формировать способность выстраивать логическую цепочку событий….
3. Творческое создание игры на основании поставленных задач.
Пример: Игра- «Иллюстратор».
Детям необходимо создать самостоятельно пособие «Пересказ басни по серии картинок.» Проводится после прохождения темы «Басни Крылова» на уроках чтения. Дети по очереди тянут текст басни. Их задача в 4 картинках рассказать сюжет. Можно взять 3-4 басни на класс и сравнить варианты рисунков ребят из одной группы.
4. Формулирование игровой задачи для детей. Описание Правил.
5 .Определение необходимого материала.
6. Определение способа оценивания.