Каширская Наталья
Алгоритм разработки групповых и индивидуальных маршрутов
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм разработки групповых и индивидуальных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Публикация «Алгоритм разработки групповых и индивидуальных маршрутов» размещена в разделах
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута : раннее выявление, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей. При разработке алгоритма индивидуального маршрута мы опирались на принципы: обучаемости ребенка, соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, соблюдения интересов ребенка, тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, непрерывности, отказа от усредненного нормирования.
При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута, имеет свои разделы:
1. целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
2. содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
3. технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5. результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий)
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации. Главное не забывать, что одаренные дети - это дети и ведущей деятельностью маленьких одаренных дошкольников является игра –это очень важно учитывать при организации индивидуального маршрута. А результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Разработанный алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута должен включать :
1. Диагностику уровня развития способностей и индивидуальных особенностей и одаренности воспитанника. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей.
2. Цели и задачи маршрута ставятся исходя из результатов диагностики.
3. Срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
4. Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.
5. Разработка учебно-тематического плана. Педагог подбирает темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
6. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Исходя из того, что существует много черт характерных для большинства одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
7. Интеграция с другими специалистами. Воспитатель, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов.
8. Определение способов оценки успехов воспитанника. Способ оценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Методы группового обучения при работе с одаренными детьми.
1. Кооперативное обучение (дети взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу).
2. Групповая дискуссия (совместная деятельность детей под руководством воспитателя с целью решить групповые задачи).
3. «Мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей)
4. Методы «круглого стола» и «американской мозаики».
5. Когнитивные методы «вживания» и «придумывания».