Юлия Петрунёва
Алгоритм раннего выявления семейного неблагополучия
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее выявление семейного неблагополучия- это выявление несовершеннолетних с признаками возможного жестокого обращения с ними со стороны законных представителей, а также опекунов.
В дошкольных учреждениях, где специалисты каждый день работают с детьми обнаружить признаки, возникающей неблагополучности достаточно проще. Педагоги дошкольных учреждений, наблюдая за детьми, могут заметить изменившееся эмоциональное состояние или поведение, а также внешний вид ребёнка.
Публикация «Алгоритм раннего выявления семейного неблагополучия» размещена в разделах
Работа со случаем нарушения прав ребёнка- это организация реабилитационной работы команды специалистов с семьёй или ребёнком с целью помочь семье самостоятельно обеспечивать соблюдение прав ребёнка.
Факторы, свидетельствующие о нарушениях прав ребёнка могут попасть в поле зрения, как обычных граждан, так и специалистов организаций и учреждений различных ведомств, которые работают с детьми.
Алгоритм работы :
1. Приём информации.
Существует один пункт приёма информации в городе. Информация о нарушениях прав ребёнка может быть осуществлена по телефону, либо отправлена на электронную почту в ведомство.
При приёме письменных сообщений- вскрывается конверт, перенос на бумажный носитель и заверяется печатью учреждения с датой поступления информации.
При личном обращении- необходимо установить контакт с обратившимся, выслушать и оказать (если необходимо помощь, уточнить сведения о ребёнке. Результаты оценки необходимо зафиксировать в журнале «Журнал о нарушение прав ребёнка».
2. Расследование
Информация о степени риска жестокого обращения проверяется оценщиком. Оценщик- специалист организации, осуществляющий проверку информацию. Специалист должен заранее проинформировать родителей о целях своего визита.
- проверить наличие факторов, непосредственно угрожающих безопасности ребёнка.
- оценить возможности самой семьи снизить негативное отношение по отношению к ребёнку.
На основании, полученной информации оценщик сам вправе вынести экспертное решение о постановке семьи на контроль.
3. Признание ребёнка нуждающимся в государственной защите.
В процессе оценки должны были быть выявлены как уровень риска, так и факторы, приведшие к возникновению рискованной ситуации. Качественная оценка позволяет определить направления работы. В случае установления жестокого обращения с ребёнком, государственный орган признаёт его нуждающимся в государственной защите.
4. Открытие случая.
По каждому ребёнку, нуждающемуся в государственной защите открывается отдельное дело. В рамках случая ведётся работа с семьёй. В рамках реализации технологии для каждого ребёнка/семьи назначается куратор. Куратор должен обладать комплексом компетенций: от возрастной психологии, от знания особенностей кризисной психологии. Куратор практически администратор этого случая.
5. Разработка и утверждение плана реабилитации семьи или ребёнка.
Все мероприятия, связанные с оказанием помощи семье, осуществляются на основе плана реабилитации. После разработки План реабилитации становится неотъемлемой частью Плана по защите прав ребёнка. План реабилитации разрабатывается на основе оценки сложившейся семейной ситуации. Этапы формирования плана реабилитации:
1. Определить проблему- основную причину, по которой был открыт случай.
2. Установить доверительные отношения с семьёй.
3. Установить природу проблемы и найти ресурсы, чтоб её преодолеть.
4. Поставить цели и задачи реабилитации.
5. Определить действия, необходимые для достижения целей и решения актуальных задач.
План реабилитации это не навязывание семье определённых действий, это совместное преодоление выявленных причин открытого случая.
6. Выполнение Плана реабилитации семьи/ребёнка
Найти услуги для семьи, которые будут отвечать их проблеме. Убедиться в том, что семья действительно пользуется ими, а также удостовериться, что сама услуга отвечает нуждам семьи.
План не должен перегружать семью, и не допустимо, что один родитель должен находится в двух местах одновременно. В плане необходимо поддерживающие консультирование, поиск сильных сторон семьи.
Также необходимо мониторить предоставляемую услугу, уведомлять соответствующие подразделения если они не отвечают запросам семьи.
7. Мониторинг.
По итогам всех проведённых реабилитационных мероприятий необходимо провести профессиональный мониторинг семьи и ребёнка. Требуется ли продолжать работать с семьёй и каковы перспективы работы с ней. Подготовка к мониторингу предполагает проведение повторной оценки риска жестокого обращения. Сам по себе мониторинг является важным инструментом для методической работы. Выявить типичные трудности специалистов по работе с семьёй и повысить их компетентность.
8. Закрытие случая.
Уполномоченный орган принимает решение о закрытие случая по достижении запланированных результатов либо при установлении отсутствия перспективы дальнейшей работы по реабилитации.