Татьяна Блинова
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка ст. воспитателя МБДОУ д/сада № 34 «Теремок» Блиновой Т. А.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада можно представить следующим образом :
1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с особенностями детей.
2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив области.
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Публикация «Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада» размещена в разделах
4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Особенности организации предметно-игровой среды в различных возрастных группах дошкольного учреждения
Предметно-игровая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то оборудуется группа конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще используются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение. 1
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы : утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы, позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».
В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.
Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества
Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. При организации предметно-игровой среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Чтобы созданная эстетическая среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.
Так, к примеру, у ребенка от 3 до 6 лет восприятие мира меняется кардинально. Между тем набор игрушек и тех предметов, с которыми по преимуществу имеет дело ребенок в этом возрасте, складывается уже к 3 годам: разнообразные куклы, мягкие игрушки, кубики с картинками и пазлы, различные конструкторы, краски, карандаши, пластилин, книжки, кассеты с записями детских фильмов, рассказов и сказок.
От 3 до 4 лет
Особенности игр ребенка в этом возрасте обусловлены в большей степени тем, что он переходит к свободному оперированию образами. Появляется способность более уверенно воспроизводить в игре увиденное. Зачастую играющий производит уже и “мысленные эксперименты”, где фантазия смешивается с реальностью. Малыш между 3 и 4 годами продолжает очень интенсивно поглощать и усваивать информацию о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это перерабатывается в ходе игры, в которой дети принимают на себя роли взрослых. В этом возрасте им обычно нравится играть вместе, небольшой группой из 2-3 человек.
Какие же игрушки создают благоприятную предметную и психологическую среду для малыша? В первую очередь это куклы – и для девочек, и для мальчиков. Нужны 2-3 куклы разного размера. Желательно со сгибающимися руками и ногами. Конечно, в этой компании должны присутствовать и мягкие игрушки, которые часто остаются верными друзьями детей даже до 10-12 лет. Хорошо, если у кукол есть свой гардероб: разнообразная одежда, в которую их можно переодевать, способствует развитию у ребенка воображения, ловкости движений и координации пальцев. А также в какой-то степени формированию навыка раздеваться и одеваться самому.
Найдут применение в игре наборы кукольной мебели, посуды, кукольные домики. Эти предметы имеют двойное назначение. Если, например, для кукол накрывается стол и подается угощение, то можно сервировать в качестве фруктов камешки или палочки, а можно использовать пластмассовые фрукты из набора. Раз уж речь зашла о наборах игрушечных предметов, то надо сказать, что их роль важна не только в сюжетных играх. Коллекция плоских фигурок животных, птиц, рыбок, тех же фруктов очень полезна в игре взрослого с малышом в вопросы и ответы: можно попросить показать и назвать, например, лошадку или лошадкиного сыночка.
Лопатки, совки, формочки, ведерки для игр с песком и водой уже давно в арсенале ребенка. Но теперь у него появляются более сложные конструкторские задачи: из песка уже лепятся не пирожки, а строятся домики или дороги, по которым поедут автомобили. Теперь самое время давать ребенку конструкторы из деревянных блоков, пластмассы, детали которых могут скрепляться между собой. Хороший конструктор для этого возраста позволяет из небольшого количества деталей собрать несколько объектов.
Нельзя не упомянуть об игрушечных автомобилях, кораблях, самолетах, которые охотно используются детьми в сюжетных играх. Малыши часто ломают такие игрушки, разбирают их на составные части.
Для развития ребенка очень полезны настольные игры, такие, например, как простейшие виды лото. Они развивают точность восприятия и запоминания образов, способность различать похожие, но не одинаковые изображения. Тематика лото разнообразна: животные с детенышами, овощи и фрукты, деревья и цветы, времена года. Сюда же относятся кубики с картинками и паззлы. Изображения, которые надо собирать из элементов, могут быть относительно сложными и включать несколько фигур.
От 4 до 5 лет
На это время приходятся сюжетные игры. Детям в этом возрасте нравятся игры с развитым сложным сюжетом, в которых могут участвовать несколько ребят и которые могут длиться до часа. Для таких игр нужна все та же атрибутика персонажей, что и раньше.
Материалом для сюжетов игр служит и личный опыт детей, и увиденные фильмы, и книжки, которые читают ребенку взрослые.
Все так же нужны куклы – как участники игр, в которых ребенок начинает режиссировать и играть с несколькими куклами сразу. Нужны мягкие игрушки, маленькие фигурки животных и людей, причем самые незамысловатые и самые разнообразные. Большую популярность получают сложные кукольные домики, железные дороги с системой путей, многоэтажные гаражи. Дети в игре сравнивают себя с другими, соперничают.
В этом возрасте уже можно осваивать алфавит и цифры. Игры, в которых устанавливается соответствие букв и образов (например, “А” – “Арбуз” и т. д., позволяют заложить основы знания букв и их соотношения со звуками.
Конструкторы должны быть все сложнее и сложнее. Можно предложить ребенку небольшие сборные замки и городки вместе с их населением, сборные автомобили и различные технические устройства, которые тоже становятся все более сложными.
От 5 до 7 лет
Увеличиваются возможности играющих между собой детей и усложняются игры. Все так же поставщиками сюжетов являются собственный опыт, телевидение, кино, книги. В 6 лет ребенок начинает активно играть в “дворовые” игры, такие, как прятки, вышибалы, “замри – отомри”. Участие в этих забавах требует, во-первых, умения понимать и принимать правила, во-вторых, подчиняться командам и, в-третьих, ловкости, двигательной координации.
На этих же достижениях развития основан и переход к игре во взрослый вариант домино и лото, где на первый план выходит стремление ребенка выиграть при соблюдении правил игры. То же относится и к другим настольным играм. Например, к таким, где передвигают по маршруту фишки, выбрасывая кубик, чтобы определить число ходов, которые должен сделать игрок. Ребенок может научиться и с удовольствием играть в шахматы и шашки.
Конструкторы, предлагаемые для 6-летних детей, обычно включают большое число деталей (до нескольких десятков и более, значительное разнообразие вариантов сборок. Пора начинать учить его пользоваться столярными инструментами: пилой, молотком, отверткой. Существуют книжки – сборники простейших самоделок для 5-6-летних из подручных материалов. Изготовление этих конструкций доставит ребенку удовольствие и привьет навыки работы руками, что будет хорошим подспорьем всю жизнь.
Нужно помнить, что каждому возрасту соответствуют определенная подборка игрушек. Педагогам дошкольного учреждения следует следить за тем, чтобы предметно-0игровая среда постоянно в течение года обновлялась и пополнялась новыми игрушками, тем самым способствуя развитию детей.
Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.