Елена Потапова
Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Результаты наблюдений за поведением детей показали, что мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения. Увлекаясь игрой, дети не обращают внимание на проезжающий транспорт, как на дороге, так и во дворе. У дошкольников не сформировано чувство безопасного поведения на дороге.
Публикация «Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников» размещена в разделах
Проведенная диагностика исходного уровня знаний детьми Правил дорожного движения по методикам А. И. Замалеевой и Н. И. Клочанова выявила неустойчивость знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице и в транспорте у 72 % дошкольников, и только 28 % детей ориентируются в дорожной обстановке самостоятельно, без подсказки взрослого.
Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
Игра – наиболее эффективная форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков для дошкольников. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге. Однако игра отличается от жизненных дорожных ситуаций. Необходима выработка устойчивого навыка.
Навык - действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Но навык не приобретается по взмаху волшебной палочки, а проходит многоступенчатый алгоритм: знание – понимание – отношение – поведение. Таким образом, навык обеспечивает осознанное самим ребенком поведение. Данный алгоритм можно рассматривать и в возрастном контексте.
В младшем и среднем возрасте ребенок знакомится с элементарными знаниями, отдаленно напоминающие Правила Дорожного движения, которые направлены на формирование у детей умения ориентироваться в пространстве, а также дети знакомятся с видами автомобильного транспорта. Дошкольники среднего дошкольного возраста самостоятельно не выходят на улицу. У них нет необходимости заботиться о своей безопасности в присутствии взрослого. Но средний возраст – это период интенсивного накопления опыта взаимодействия с окружающим миром, получения первых практических навыков ориентировки в пространстве. В возрасте 4-5 лет дети не только получают элементарные знания о Правилах поведения на дороге, но и понимают по какой причине их необходимо выполнять. Начиная с этого возраста у дошкольников появляются признаки самодисциплины, выражающиеся в подчинении определенным правилам при проведении подвижных игр. Наслоение правил подвижных игр с Правилами поведения на дороге укрепляет понимание необходимости в строгом выполнении их.
В старшем возрасте продолжается процесс пополнения знаний Правил дорожной грамотности, а вместе с ним происходит не только понимание этих правил, но и формируется свое личностное отношение к ним. При организации сюжетно-ролевых игр «Мы – пешеходы», «Путешествие по городу», «Поездка на автобусе» дошкольники становятся регулировщиками движения, водителями автомобилей, пассажирами, пешеходами. Все они «по-настоящему» выполняют свои игровые обязанности и выражают свое серьезное отношение к созданию безопасных условий на дороге. Усложняется и сюжет подвижных игр, где от быстрой и уверенной реакции ребенка зависит успех всей игры («Наша улица», «Машины», «Пешеходы и водители», «Повороты» и другие).
Переход на четвертую ответственную ступень – поведение, происходит в возрасте 6-7 лет, когда ребенок знает Правила безопасного поведения на дороге, понимает их значимость, старается ответственно следовать их требованиям, в отсутствии взрослых выполняет эти правила. Однако практика показывает, что ребенок в отсутствии поддержки взрослого, может поступить неадекватно в сложившейся дорожной ситуации: побежать, либо засуетится на дороге, выбрать неправильный маршрут движения. Такие поведенческие особенности вполне объяснимы и решаемы многократностью повторений. Следовательно, выработка устойчивого навыка возможна при участии самих родителей, которые при переходе улицы должны обращать пристальное внимание на поведение ребенка, побеседовать и напомнить последовательность перехода через проезжую часть дороги. Заботящийся о безопасности своего ребенка родитель найдет время для проведения тренировочных упражнений перехода через дорогу, стоя на одной стороне улицы, следить за поведением ребенка. Приободренный вниманием мамы или папы, ребенок почувствует уверенность в своих действиях и страх дороги уйдет бесследно. Ко времени перехода из детского сада в школу дошкольник будет готов к самостоятельному и безопасному передвижению от дома до школы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Данилова Г. М. Программа Светофор [Текст]: Обучение детей дошкольного возраста/ Г. М. Данилова - Санкт Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.-126 с.
2. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения / [Текст]: Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
3. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т. А. Павлова. - М. : Школьная Пресса, 2004. 64 с.