Столетова Наталья
Классный час «Александр Невский — защитник земли Русской»
▼ Скачать
«Александр Невский – Защитник Земли Русской».
Цель:
• познакомить с исторической личностью Александром Невским
Задачи:
• Познакомить учащихся с историей жизни Александра Невского как выдающегося полководца – защитника и спасителя Руси.
• Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, устную речь учащихся.
Публикация «Классный час „Александр Невский — защитник земли Русской“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Познакомить с духовно-нравственными взаимосвязанными понятиями: герой, защитник, слава
• Воспитывать любовь к Родине.
Формировать УУД:
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД)
• формулировать проблемный вопрос с помощью учителя; строить осознанное речевое высказывание; (Познавательные УУД)
• планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД)
Оборудование: словарь Ожегова, листочки, краски, карандаши, кисточки, компьютер, презентация.
Ход проведения классного часа:
Вступительное слово учителя.
-Есть такое высказывание «Щит и слава России!»
-Как вы его понимаете?
-Кто такой защитник?
А теперь прочитаем что означает слово защитник по словарю Ожегова.
(«защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)
У нас в стране проходил Всероссийский исторический конкурс «Имя России». Этот конкурс вызвал большой интерес наших граждан, школьников к отечественной истории, к её выдающимся созидателям и защитникам. Победителем этого конкурса стал князь Александр Невский. Он набрал наибольшее количество голосов (520 тыс) и был объявлен личностью нации.
Тема нашего классного часа «Александр Невский – Защитник Земли Русской».
После окончания нашего классного часа вам необходимо будет ответить на несколько вопросов.
1 ученик:
На земле прекрасней я не знаю
Русской заповедной стороны!
Много сохранила Русь Святая
Подвигов далекой старины.
2 ученик:
Ты послушай, молодец удалый,
Песнь про подвиг предка твоего,
Да про то, как Родину спасала
Искренняя преданность его:
Сообщения учеников.
Уже в 13 веке имя его было известно не только по всей Русской земле, но и далеко за ее границами.
Родился Александр Ярославович в ноябре 1220 года (по другой версии 30 мая 1220 года) в городе Переславле- Залесском.
Детство и юность Александр провел в Новгороде.
Молодого правителя отличала видная внешность: высокий рост, красота, сила, к тому же он обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба».
Александр Невский княжил на Руси в один из наиболее сложных периодов нашей родной истории. С востока на Русь надвигались орды степных кочевников- монголо- татар под предводительством хана Батыя. С запада подбирались другие завоеватели – шведы во главе с военачальником Биргером.
По легенде Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру : "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". Биргер надеялся,что новгородцы испугаются его многочисленного войска и сдадутся без боя. Но князь Александр обратился к своей малочисленной дружине со словами : «Братья мои! Не убоимся мы вражьей рати, ведь с нами Господь! Не в силе Бог, а в правде. А правда – наша!» Узкими лесными тропами повел князь свою дружину, чтобы внезапно напасть на врага. Пока шведские воины отдыхали после долгого плавания дружина напала на захватчиков, прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: "…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Эта рана на лице Бюргира оставалась как печать, напоминавшая ему о неудачном походе на Русь.
А сейчас ребята нам прочитают стихи, посвящённые битве на Неве.
1 ученик
Шведский лагерь у реки
За туманом скрылся.
Александр привёл полки,
Ночью затаился.
2 ученик
Утром, только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.
3 ученик
Сто приплыло кораблей
И пять тысяч войска.
Только русской нет сильней
Доблести геройской.
4 ученик
Шли в атаку с трёх сторон
Русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён
Натиском лавины.
5 ученик
Некто дрался, топором
Лишь вооружённый.
Причинив большой урон,
Пал, копьём сражённый.
6 ученик
Александр копьём достал
Биргера в забрало.
Клич победный прозвучал:
Александру слава!
7 ученик
Пал подрубленный шатёр.
Рыцарские флаги
Повалились. Как костёр
Загорелся лагерь.
8 ученик
Кто-то въехал на коне
На корабль шведский.
Сжёг флот вражеский в огне
Александр Невский.
9 ученик
Темнота уберегла
Рыцарей остатки.
Невским нарекла молва
Князя после схватки.
За эту блистательную победу князя стали называть Невским.
А вскоре нависла угроза с запада от немецких рыцарей – ливонцев Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь поспешил на защиту северных границ Руси. Местом битвы было выбрано Чудское озеро. Утром 5 апреля 1242 года началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Озеро было покрыто подтаявшем льдом, который не выдержал тяжеловооруженных немецких рыцарей. Немногим из них удалось спастись. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.
Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.
Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире.
.
Сам исправно возил хану подарки (откуп). Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.
Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.
Несмотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.
Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Скончался великий защитник Руси 14 ноября (21 ноября) 1263г. Горькая весть быстро облетела землю Русскую. Люди с плачем восклицали : «Закатилось наше Красное Солнышко»
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 году.
В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру.
В 1724 году по указу Петра Великого cюда были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.
1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 года и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр
Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения.
Подведение итогов:
- Ребята, вы прослушали рассказ. А теперь ответьте на вопросы:
1. С каким историческим героем вы познакомились?
2. Какой вклад внёс он в историю Руси?
3. За что же Святого Александра прозвали Невским?
4. Какие черты характера вам понравились в Александре Невском?
Нарисовать рисунок по данной теме.
Слово учителя.
Ребята, я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за наш народ, за его славную историю. Вы увидели, что мужество и героизм Александра Невского заслуживают нашего восхищения.