МААМ-картинки

Консультация по декоративно-прикладному искусству (2 фото)

Ирина Семина
Консультация по декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация по декоративно-прикладному искусству

Декоративно-прикладное

искусство

— область декоративного искусства: создание художественных изде-лий, имеющих практическое назначение в общественном и частном бы-ту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, иг-рушки и т. д.).

Публикация «Консультация по декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явле-ние культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое пото-му, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, му-зыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что жи-вет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам ху-дожественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества.

Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взгля-дов, дум, чувств и чаяний народа.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, ко-торая увлекает и детей и взрослых.

Дымковская игрушка

Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми про-порциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы бары-ни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.

Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистоп-ляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для сви-ста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов масте-рицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают снача-ла юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоко-лообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции "Мать с детьми" фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно по-смотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каж-дая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостно-стью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную гли-няную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой гли-ны. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполне-нию и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки тради-ционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие па-ры, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закру-ченными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытя-нутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеле-ный, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, исполь-зуя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечают-ся глаза, рот, нос.

Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги.

Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игруш-ке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением со-держания игрушки, ребенку все ясно.

Каргопольская игрушка

Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цвето-вую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылеп-ленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изобра-жения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зри-тель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т. д.).

Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туло-вище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая го-лова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и по-рой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комби-нации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит тулови-ще, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.

Гжель

Недалеко от Москвы, в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в.

Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамиче-скими красками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завое-вали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и фор-мы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне.

Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться вниматель-но, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орна-мента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними сле-дить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков.

Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и лег-кую позолоту, выглядят весело и изысканно.

Хохлома

Хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью рос-сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является из-готовление золоченой деревянной посуды без применения дра-гоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Сим-волом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яр-кими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он заро-дился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи.

Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Мака-рьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России.

Это было время обширного заселения нижегородских земель раз-ным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники цер-ковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревян-ные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Рос-сию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Па-радная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими парти-ями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам

В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись услож-нилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с зо-лотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в го-род расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и люби-мым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе луч-ших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Со-временная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народнго искус-ства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой рос-писи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окру-жении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие тор-жественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элемен-тов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

Северодвинская роспись

Северодвинская роспись как народное искусство – это уникаль-ный мир духовных ценностей, уходящий корнями в далекие традиции, которые питают современные виды культуры. В основе всех северо-двинских росписей лежат сложные и простые стилизованные флори-стические орнаменты и узоры. Нередко в растительные узоры включа-ется изображение сказочных птиц. Листья, побеги, цветы и целые кусты переплетаясь, создают декоративный, композиционно выверенный ряд. Значительное место в росписи отводится разнообразным бытовым и жанровым сценкам, типичными являются изображения всадников или катания в повозках и санях, а также другие сюжеты в зависимости от времени и вида росписи.

Северодвинскую роспись отличает яркость и интенсивность цвета. Она имеет свой небольшой секрет выделки. Все мелкие детали обводят-ся черной краской. Рисунки на изделиях народных художественных промыслов из дерева обычно контрастируют с фоном, черным или яр-ко-красным. В северодвинских росписях можно выделить три основные разновидности.

Первый вид росписи – пермогорский. Основу пермогорской рос-писи составляет растительный орнамент. На гибкие побеги нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие древние цветки крина или ли-лии и трехлопастные, немного изогнутые листья с острыми кончиками. Среди них можно наблюдать кустики с округленными листьями, сири-нов и других нарядных сказочных птиц. В народных росписях Пермо-горья XIX века помимо растительного узора можно было встретить разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни, которые впи-сывались почти на все предметы быта. Цвета красок, используемые в пермогорской росписи, немногочисленны, но яркие, часто чередующи-еся вследствие дробных участков расцветки и мелкого рисунка. Для этой росписи характерны геометрический орнамент, красочная детали-ровка одежды героев, предметов обстановки.

Цветовая гамма пермогорской росписи состоит из двух преобла-дающих цветов: белый, в качестве фона и красный, как основной цвет узора. Также присутствуют желтый и зеленый цвета, они являются до-полнительными, сопутствующими основным. Важную роль в росписи играет тонкий черный контур. В старину он наносился гусиным пером.

Другой, не менее крупный вид северодвинской росписи, борецкие росписи. Содержание народной росписи Борка весьма самобытно. Она содержит много моментов, сближающих ее с русским рисованным луб-ком и древнерусским искусством переписи и оформления книг. Харак-терными признаками для борецкой росписи являются одежда персона-жей, женские головные уборы, шитые жемчугом, композиционное ре-шение сюжетов верховой езды со всадником, напоминающим Георгия Победоносца.

Ракульская роспись – третий вид северодвинской росписи. Она имеет определенные отличия от пермогорской и борецкой. Вся компо-зиция росписи выдерживается в золотистых теплых тонах. Основными цветами являются золотисто-охристый и черный. Сопутствующими красками чаще всего выступают коричнево-красный и глубокий зеле-ный. Также белый и желтый являются характерными дополнительными цветами. Ракульская роспись свободная кистевая. Важнейшим момен-том в ней является гармония красок. Плавно изогнутые ветви легко об-водятся по контуру черным цветом, а также рисуются прожилки и уси-ки, внутри листьев для разделения цветов используется и белая обвод-ка, создавая впечатление движения. Орнамент обычно очень крупный, в росписи преобладают фантастические цветы с большими декоративны-ми лепестками.

Русская матрёшка

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впер-вые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 го-дами. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, ко-торые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю рос-писи. На сегодняшний день выделяют:

• загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;

• мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;

• семеновский стиль со строгой симметричной росписью;

• полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;

• вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат по-роды лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработ-ке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но тра-диционные изображения весьма просты, так как изначально кукла пред-назначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают ко-торый в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украша-ется фигурка цветочными орнаментами.

Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский народный промысел художествен-ной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существу-ющий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Москов-ской области.

Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визит-ной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные про-мыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых це-лей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по крас-ному, синему, зелёному, серебряному, роспись осуществляется без пе-ренесения рисунка на поверхность.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуют-ся крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве эле-ментов, дополняющих и обогащающих композицию.

Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае гово-рят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.

https://yadi.sk/d/7TICRmtcBfuSEQ

Фото №1 Понятие это очень широкое и глубокое
Публикации по теме:

Дидактические игры по декоративно — прикладному искусству Дидактические игры по декоративно – прикладному искусству для детей старшего возраста. Кугатова М. М. ЦЕЛЬ: Формировать знания детей о видах.

Мини-музей по декоративно-прикладному творчествуМини-музей по декоративно-прикладному творчеству В этом учебном году в нашей группе усилиями воспитателей, родителей и воспитанников создан мини-музей по декоративно-прикладному творчеству.

Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству «Ярмарка» Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладному и фольклорному искусству русского народа Средняя.

Конспект НОД в старшей группе по декоративно-прикладному рисованию «Ярмарка дымковской игрушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО» Конспект НОД в старшей.

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Золотые руки мастеров». Цель: формирование.

Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Приобщать педагогов и детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать.

Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне»Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне» Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров,.

Видео и проект по декоративно-прикладному творчеству «Народные промыслы» для дошкольников 6–7 лет Выполнила: Алексеева Наталия Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект по декоративно- прикладному творчеству «Народные промыслы».

Проект по декоративно-прикладному искусству «Голубая гжель» для детей дошкольной группы 5–6 лет 2019 год Описание: Проект "Голубая гжель", направлен на формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала детей.

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству «Народная игрушка»Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству «Народная игрушка» Введение Народное искусство это прошлое живущее в настоящем. Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память. И мы по-новому начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 19 октября 2019 в 21:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по декоративно-прикладному искусству» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Семина (УИ 247274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД