Елена Стукова
Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Публикация «Актуальные вопросы дошкольного образования, Речевое развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговор-ного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лекси-ческой, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошколь-ном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситив-ный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диаг-ностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности до-школьных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и прио-ритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошколь-ного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее про-филактических аспектов в настоящее время является актуальной потреб-ностью и задачей дошкольного образования. Поэтому от уровня профес-сионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпели-вости воспитателя, но и одновременно – от его настойчивости, последова-тельности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности при-обретает в логопедической работе особое значение. Личностно-ориентиро-ванная модель взаимодействия с детьми позволяет нам методически обога-тить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разно-образную и одновременно – целенаправленную и систематическую совмест-ную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предмет-но-практическую, театрализованную деятельность и др.
Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репер-туар возможностей воспитателя.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми, семейными проблемами наблю-дается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим усло-вием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образова-тельно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержа-тельно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непре-рывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемствен-ности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родите-лей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
В дошкольном возрасте можно выделить разные направления воспитания и развития ребенка - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетичес-кое, трудовое, экономическое, социальное, половое и другие направления. Одним из наиболее значимых направлений развития ребенка в дошкольный период детства является речевое развитие.
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте - это овла-дение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (при этом индивидуальные различия речевого развития у детей одного возраста могут значительно отличаться).
Проблема речевого развития детей остается актуальной и на сегодняшний день, подтверждением чему служат все новые и новые исследования ученых, публикации опыта работы практиков дошкольного образования.
На основе анализа разделов «Развитие речи» по всем возрастным подгруппам «Программы воспитания и обучения в детском саду» можно проследить усложнение задач речевого развития детей в дошкольном возрасте :
Уже начиная с первых месяцев жизни (2-3 месяца) происходит формирова-ние предпосылок для развития речи.
В возрасте ребенка от 1 года до 2 лет задачи речевого развития расширяются. Это развитие понимания речи и развитие активной речи.
В младшем дошкольном возрасте (от 2 до 4 лет) появляются новые задачи - создание развивающей речевой среды, формирование словаря, звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) и в старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) сохраняются те же направления речевого развития детей, но требования к речи детей становятся более строгими.
К средствам речевого развития детей относят : общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Выделяют следующие принципы развития речи : взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элемен-тарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сто-ронами речи, развитие речи как целостного образования; обогащение мотива-ции речевой деятельности; обеспечение активной речевой практики. Для ре-шения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи мож-но рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:
1. Создание для ребенка развивающей речевой среды :
дети должны иметь возможность ежедневно получать новую информацию об окружающем мире;
родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
нужно учить детей общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование словаря:
обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
ознакомление с природой и социальной действительностью;
работа над смысловой стороной слова;
использование лексических упражнений, формирование у детей точности употребления лексики;
использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.
3. Звуковая культура речи:
- словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения ;
знакомство с терминами «звук», «слово»;
предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
развитие фонетического слуха;
работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, дикцией;
использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихи, потешки, считалки;
4. Грамматический строй речи:
использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
обучение синтаксису (способам соединения слов в словосочетания и предло-жения разных типов, простые и сложные;
обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе;
учить образовывать глаголы;
5. Связная речь:
развитие ситуативной и контекстной речи;
развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы рабо-ты: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
развитие монологической речи у детей через следующие формы: формирование знаний о разных способах связи между темой и содержанием, о структурных частях текста, обучение рассказыванию; вопросы к детям - основной прием обучения рассказыванию;
рассказывание об игрушке, предмете, использование моделей при обучении детей описательным рассказам, придумывание сюжетных рассказов, инсценирование рассказов при помощи игрушек;
обучение детей рассказыванию по картинам;
использование дидактических игр.
6. Приобщение детей к литературному творчеству:
чтение и рассказывание произведений детской литературы;
беседы по литературным произведениям;
ознакомление детей с поэзией, а в старшем дошкольном возрасте -с жанром басни;
ознакомление дошкольников с фольклором;
создание условий для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей;
7. Подготовка к обучению грамоте:
упражнения по составлению предложений;
упражнения по делению слова на слоги и составлению слов. Систематическая работа семьи по развитию речи детей и формированию ре-чевой культуры позволяет сформировать достаточно высокий уровень разви-тия речи детей в дошкольном возрасте, который предполагает:
1. Владение литературными нормами и правилами родного языка.
2. Свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении какого-либо высказывания.
3. Развитую культуру общения.
4. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
Знание и умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета.
Элементарное владение грамотой.
Таким образом, не только работа педагогов дошкольных образовательных учреждений, но и семья, родители имеют разнообразные педагогические возможности для формирования всех сторон речи ребенка. В ходе такой работы развивается речевая культура дошкольников - речь детей к концу дошкольного возраста становится точной, понятной, чистой, богатой и разнообразной, выразительной и правильной.