Светлана Адаховская
Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность. 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Ключевые слова: речь, развитие речи, дошкольный возраст, проблемы, причины.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
На данный момент проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи :
1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, то есть на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
2. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет. [2].
Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.
Планируя образовательную деятельность по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Рассмотрим методы работы с детьми:
Метод имитации воспитатель использует и в старших возрастных группах - на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада. [1].
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ, он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки, на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений - отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению. [1]
Итак, все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - М. : Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130.
2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.